Развитие внутреннего рынка. Железнодорожное строительство.
Развитие промышленности, развитие сельского хозяйства в России означало
формирование внутреннего рынка для капитализма. Степень развития внутреннего
рынка есть степень развития капитализма в стране. Развитие внутреннего рынка
в России шло в 2-х направлениях: «вглубь» - развитие капиталистической
промышленности и капиталистического сельского хозяйства, капиталистических
отношений в определенной замкнутой территории и «вширь» - именно место
распространения капитализма на новые территории (Казахстан, Закавказье).
В пореформенный период в России быстрыми темпами растет товарное обращение. В
1873 г. оно составило 2,4 млрд. руб., в 1890 г – 7,8 млрд. руб., 1901 г. – 12
млрд. руб. Меняются и формы торговли: ярмарки и базары заменяются
стационарной торговлей. Возникают товарные биржи, как центры оптовой
торговли. За пореформенный период внешнеторговый оборот увеличился в 3 раза,
причем основу экспорта России составляли сельскохозяйственные продукты, но
Россия вывозила и лес, и нефть. Экспорт хлеба в России увеличился более чем в
5 раз.
Значительные структурные изменения произошли и в импорте, если в 60-70-х гг.
импортом обслуживалась легкая промышленность, то в 90-е гг. импортом
обслуживалась и тяжелая промышленность.
В пореформенный период в России быстрыми темпами развивается железнодорожное
строительство. Выделяют два этапа:
1. 60-70-е гг.
2. 90-е гг.
Железнодорожное строительство преследовало цель соединить промышленные районы
и хлебные районы. Были построены такие линии Москва – Курск, Москва –
Воронеж, Москва – Нижний Новгород. Сетью железных дорог покрылся Донбасс.