Научная картина мира

Глобальные научные революции

 

История науки сегодня неразрывно связывается с научными революциями, радикальными переворотами, когда изменяется вся научная картина мира.

В современной истории развития науки и культуры выделяют триаду научных революции: аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская.

Аристотелевская научная революция (VI–IV вв. до н.э.) – это появление на свет самой науки, точнее древней науки или натурфилософии, а заданные Аристотелем нормы научности знания, пользовались непререкаемым авторитетом почти две тысячи лет.

Ньютоновская научная революция (XVI–XVII вв.) – это мировоззренческий переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической, это сформирование идеала научного знания – абсолютно истинной картины природы - механической картины мира с использованием экспериментально – математических методов.

Эйнштейновская научная революция(на рубеже XIX–XX вв.) – это новая парадигма научного знания - теория относительности как новая теория пространства, времени и тяготения и квантовая механика с вероятностным характером законов микромира и корпускулярно-волновым дуализмом в фундаменте материи. Эйнштейновский переворот означал отказ от всякого рода центризма вообще: все системы отсчета равноправны. Стало ясно, что единственно верную и абсолютно точную картину не удастся нарисовать никогда; любая из научных картин мира может обладать лишь относительной истинностью.

Глобальные научные революции предопределили три стадии развития науки. Между первой и второй лежит исторический период почти в 2000 лет, между второй и третьей чуть больше 200 лет. По мнению многих ученых, «на пороге» человеческой цивилизации стоит четвертая научная революция.

Научные революции, в отличие от социально-политических, «не противоречат», говоря научных языком, сформулированному Н. Бором принципу соответствия:

всякая новая научная теория не отвергает начисто предшествующую, а включает ее в себя на правах частного случая, но при этом обе теории (и старая, и новая) могут мирно сосуществовать.

 

 

Понятие «научная картина мира» (НКМ) используется в естествознании с конца XIX в.

НКМ – это система наиболее обобщенных представлений об окружающей действительности, но это экстраполяция достоверных знаний на область, еще недоступную такой проверке, это одна из важнейших ценностей культуры.

В структуре научной картины мира выделяют два компонента: понятийный и чувственно-образный. Понятийный компонент представлен философскими категориями, принципами, общенаучными понятиями и законами, а также фундаментальными понятиями отдельных наук. Чувственно-образный компонент НКМ – это совокупность наглядных представлений о тех или иных объектах и их свойствах.