Теологическая теория

Основные теории происхождения государства

 

Среди теоретиков государства и права нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, так как каждая из них отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных обществ на данный процесс.

За время существования юридической, философской и политической науки были созданы десятки самых различных теорий и доктрин.

Некоторые теории существуют в течение длительного времени и были детально разработаны философами, социологами и политологами; другие – напротив, появились в конце XIX – середине XX веков. В зависимости от исторического значения той или иной теории подробно рассматриваются лишь некоторые из них.

 

В основе религиозных концепций лежат представления о надчеловеческом, сверхъестественном (небесном, божественном) первоисточнике и происхождении как самого человека, так и надлежащего порядка в совместной жизни людей.

Теологическая теория происхождения государства начала возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономи­ческого строя и общественного сознания.

Теологическая теория является одной из самых древ­них. Ее создатели считали, что государство вечно суще­ствует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т.е. богоподобен). В древнем Китае император именовался Сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. «Всякая душа да будет покорна высшим влас­тям, — говорится в послании апостола Павла к римля­нам, — ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». Такого же подхода придерживался и крупнейший авторитет христианской теологии Фома Аквинский (1225 – 1274), правда, с оговоркой: всякая власть именно по своей сущности – божественна и от Бога.

Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая научности данной, основанной на агностицизме, посылки отметим, что теоло­гическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения над­лежащего правопорядка. Придавая государству и государ­ственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала пре­ступность, способствовала утверждению в обществе взаи­мопонимания и разумного порядка.

Теологической трактовки происхождения права и государства получили широкое распространение и на почве ислама. Государство (имамат) при этом рассматривается как опора ислама, форма его защиты и реализации в земной жизни.

В наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.