Формы государства

Форма государства как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация власти в данном государстве, как осуществляется власть, какими органами и методами. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

Под формой правления обычно понимается организация высших органов власти в том или ином государстве. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

В монархии высшая власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха и т.п.). Эта верховная власть, как правило, наследственная, при этом различают:

монархию абсолютную, характерную, как правило, для позднего периода средневековья (власть монарха в таком государстве ничем не ограничена),

монархию ограниченную, когда наряду с главой государства (монархом) имеется и другой высший орган, например, парламент. Современная форма ограниченной монархии — парламентарная. Роль монарха в ней номинальная; ведущую роль в управлении государством играет правительство, формируемое парламентом. Наиболее типичный пример парламентской монархии — современная Великобритания.

В республикевсе высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. Республики могут быть парламентарные, либо президентские.

В парламентарной республике глава государства — выборное должностное лицо (Президент). Его роль в формировании правительства, как в управлении страной, носит чисто номинальный характер.

Президентская республика характеризуется тем, что во главе ее стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несет политической ответственности перед парламентом. Президент, избираемый населением, вместе с тем имеет право роспуска парламента. Президентскую республику представляют собой, например, США, где впервые была установлена такая форма правления.

В некоторых странах имеет место республиканская форма правления, носящая смешанный характер, т.е. имеющая черты президентской республики (глава государства избирается населением, он назначает правительство и т.д.) и парламентарной республики (правительство несет ответ­ственность перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом и т.п.). К странам смешанной формы республиканского правления относится, на пример, Франция.

Под формой государственного устройства понимают территориальную или национально-территориальную организацию, т.е. то, как устроена территория данного государства, из каких частей она состоит и каково их правовое положение.

Государства по формам своего устройства подразделяются на унитарные и федеративные. Форма соединения государств, союза между ними называется конфедерацией.

Унитарное государство — это простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его членов. Территория унитарного государства непосредственно делится на административно-территориальные единицы. К унитарным государствам можно отнести Японию, Францию, Эстонию. В таких государствах, в отличие от федерации, имеется одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т.д.

Федеративное государство — это сложное, союзное государство, как результат объединения ряда государств или государственных образований — членов федерации. Члены федерации (штаты, земли, государства) имеют свое собственное административно-территориальное деление. В отличие от унитарного государства федерация имеет две системы высших органов власти - федеральные органы власти и органы власти субъектов федерации, два вида правовых актов — федеральные и правовые акты субъектов федерации, а также гражданство федерации и гражданство субъектов федерации. К федеративным государствам относятся Российская федерация, США, Германия и др.

Конфедерация — это менее прочное по сравнению с федерацией объединение (союз) государств, которые полностью сохраняют свою независимость. В конфедерации, в отличие от федерации, нет единой территории: в ней имеются территории отдельных государств — членов конфедерации. Нет в конфедерации и единого гражданства: есть гражданство каждого отдельного государства, вступившего в союз. Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода, а также право нуллификации, т.е. отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.

Политический режим характеризуется степенью политической свободы в обществе, состоянием правового положения личности, а также теми методами и приемами (демократическими, антидемократическими), с помощью которых осуществляется государственная власть.

Демократический режим предполагает признаниеза гражданами широких прав и свобод, легально действующие оппозиционные партии, формирование правительства теми партиями, которые одержали победу на соответствующих выборах и т.д.

Для характеристики формы государства, его политического режима важное значение имеет понятие "демократия" (народовластие). Этим понятием обозначается устройство государств, в которых правление осуществляется по воле большинства, единственным источником власти признается народ. Законодательная власть в демократическом государстве осуществляется представительным органом, избираемым населением (народным собранием, парламентом).

Непосредственная демократия означает участие народа в решении государственных дел посредствам референдума — всенародном голосовании по законопроекту или иным общезначимым проблемам. Представительная демократия — это участие народа в управлении государством через систему представительных выборных органов власти.