Техника нанесения проектной линии

 

Высотное положение контрольных точек и принятые значения руководящей рабочей отметки позволяют наметить вчерне проектную линию. При этом учитывают ситуацию местности, грунтовые условия, уклоны склонов, пересекаемых трассой, гидрологические условия вдоль трассы. Наиболее сложные участки рельефа местности проверяют прикидочно по значению максимального продольного уклона и фактического уклона местности, выясняя ориентировочно глубину выемок и высоту насыпей.

В результате получают ломаную линию, проходящую через все контрольные точки.

Наносить проектную линию следует, не превышая наибольшие продольные уклоны и руководствуясь значением рекомендуемой рабочей отметки.

Существует два способа нанесения проектной линии:

- по секущей (для автомобильных дорог, проложенных в условиях горного или пересечённого рельефа местности) (рис. 2.5, а);

-по обёртывающей (для автомобильных дорог, проложенных на равнинных участках местности) (рис. 2.5,а, б);

 

а)

 

 

б)

 

 

Рисунок 2.5 Методы нанесения проектной линии

 

Участки, на которых дорога в результате срезки грунта расположена ниже поверхности земли, называются выемками (рис. 2.6, а).

Участки, на которых дорога проходит выше поверхности земли по искусственно насыпанному грунту , называют насыпями (рис. 2.6, б).

а)

 

б)

 

Рисунок 2.6 Земляное полотно автомобильных дорог в насыпях и выемках

Крутизну отдельных участков характеризуют уклоном – отношением разности отметок в начале и конце участка к его длине (промилле, процент, в долях единицы) (рис. 2.7).

 

 

(2.1)

 

 

Рисунок 2.7 Схема к определению продольного уклона