Правовое обеспеченье дисциплины труда
Ученический договор.
Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации.
Это раздел 9 ТК.
Обратить внимание на:
1. У работника имеется право на повышение квалификации, продвижение по работе.
Нужно различать 2 момента
а) Когда работник действительно имеет право требовать повышения квалификации
б) Когда остаётся на усмотрение работодателя
2. Нужно разграничивать 2 направление повышения квалификации:
а) Повышения квалификации у сторонних предприятий – это уже договор в пользу 3его лица
б) У самого работодателя – только в этих случаях возникает возможность заключение учебного договора
3. Существует 2 вида ученического договора:
а) Договор на обучение новой профессии у работодателя (стажировка)
б) Когда ученический договор заключён с самим работником на переквалификацию или получение новой профессии у этого же работодателя
4. Разграничивать повышение квалификацию, подготовку и переподготовку. Что означает каждое из них.
ТК построен так, что видно структуру трудового правоотношения. Он в общем соотносится со структурой трудового отношения
Дисциплина труда (ДТ) – это такой элемент в составе трудового правоотношения который указывает на организационный признак трудового правоотношения.
Т.е. при помощи дисциплины труда работодатель создаёт надлежащие организационные условия для осуществление работником его обязанностей и одновременно обеспечивает это исполнение со стороны работника при помощи системы правовых средств, закреплённым (установленным) в соответствующем разделе ТК.
В целом ДТ можно рассматривать в 3 значениях:
1. Это принцип ТП – потому что если не будет ДТ как основополагающего положения то начнётся произвол.
2. ДТ может рассматриваться как совокупность правовых норм обеспечивающих исполнение сторонами их обязанностей. – эти нормы могут быть как процедурными так и …. Они закрепляют средства и способы воздействия на субъекты. И конечно гарантии в первую очередь для работника
3. Совокупность прав и обязанностей или элемент трудового обязательства
Александров рассматривал ДТ в качестве правил должного поведения в процессе труда, иначе говоря это нормы в которых эти правила закрепляются. И это понимание (объективное) достаточно долго существовало и его в основном принимали.
Действующий ТК рассматривает ДТ как подчинение работников правилам. Это оценка работниками того как нужно себя вести.
ДТ ни в первом, ни во втором смысле не может быть раскрыта.
ДТ нужно рассматривать как совокупность объективной и субъективной стороны
Само по себе создание правил не означает что лица будут их исполнять. Они должны быть разумными и т.д. Если создавать заведомо невыполнимые для большинства работников правила, то и дисциплины не будет. Нам нужно чтобы большинство исполняло эти правила. В этом проявляется субъективная сторона
Очень важно ещё чтобы правила исполнялись самим работодателем. Без этого дисциплины быть не может.
Также необходима эффективность или результат – уровень соблюдения этих норм.
Нужно иметь в виду, что в действующем законе эти элементы ДТ не отражены. Указанно только что работники должны подчинятся.
В определённой степени ДТ приравнивается к локальному правопорядку, который ещё называют «внутренний трудовой распорядок». Дисциплина это не просто система норм, но она должна быть реализована. В противном случае у нас есть только одна сторона, субъективная или объективная.