Обеспечивающие подсистемы.
Структуру ИС составляют совокупность её отдельных частей, называемых подсистемами. К обеспечивающим подсистемам относятся: информационное обеспечение, организационное, техническое, математическое, программное, правовое, эргономическое, кадровое и экономическое обеспечение.
Информационное обеспечение состоит в своевременном формировании и выдаче достаточной и достоверной информации для принятия управленческих решений. Информационное обеспечение – это совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих на фирме, а также методологии построения баз данных. Наиболее важное, т.к. при его отсутствии наличие всех остальных подсистем бессмысленно и решение экономических задач невозможно.
Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главной их целью является обеспечение сопоставимости показателей различных областей общественного производства. Разработка показателей является одной из важных и сложных задач различных областей общественного производства. Существуют стандарты, в которых устанавливаются требования к:
а) унифицированным системам документации;
б) унифицированным формам документов различных уровней управления;
в) составу и структуре реквизитов и показателей;
г) порядку внедрения ведения и регистрации унифицированных свойств документов.
Несмотря на унифицированной системы документации при обследовании большинства предприятий постоянно выявляется комплекс недостатков:
а) большой объём документов для ручной обработки информации;
б) одни и те же показатели часто дублируются в различных документах;
в) работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач, делает их труд рутинным и неинтересным, т.е. снижает культуру производства и производительность труда, не позволяя при этом решать задачи анализа;
г) имеются показатели, которые создаются, но не используются в дальнейшей работе.
Устранение перечисленных недостатков является одной из важных задач стоящих при разработке информационного обеспечения. Разработка информационного обеспечения начинается с системы системных показателей. Схема информационных потоков отражает маршруты движения информации, её объёмы, места использования первичной информации и результатной. За счёт анализа структуры таких схем можно выявить меры по совершенствованию всей системы управления. (Например: этап прохождения служебной записки или записи в базе данных о приёме на работу сотрудника: от места её создания до выхода приказа о зачислении на работу).
Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объём информации и провести её детальный анализ обеспечивает:
а) исключение дублированной и неиспользуемой информации;
б) классификацию и рациональное представление информации.
В рамках ИС предприятий используются локальные классификаторы.
Основным целевыми установками при разработке локальных классификаторов является:
а) Минимизация затрат на создание и ведение нормативно-справочной информации;
б) Ориентация на специфику ИС;
в) Использование минимально необходимой структуры кодов;
г) Ограничение номенклатуры значений.
Для создания информационного обеспечения необходимо:
а) Ясное понимание целей, функций всей системы управления фирмой.
б) Выявление движения информации от момента возникновения до ее использования на различных уровнях управления, представленных для анализа в виде схем информационных потоков.
в) Совершенствование системы документооборота.
г) Наличие и использование системы классификации и кодирования.
д) Владение методологией создания концептуальных информационных моделей, отражающих взаимосвязь информацией.
е) Организация массивов информации на ПК, что требует наличие современного технического обеспечения.
В настоящее время наиболее эффективно представление информационного обеспечения в виде базы данных (БД). Методология построения БД основывается на теоретических методах её проектирования. Для понимания концепции методологии, рассмотрим два метода последовательно реализованных на практике в виде 2-х этапов:
а) Обследование всех функциональных подразделений предприятия с целью:
- понять специфику и структуру деятельности предприятия,
- построить схему информационных потоков,
- проанализировать существующую схему документооборота,
- определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначения.
б) Построение концептуальной информационно-логической модели данных для обследования области деятельности. В этой модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационная модель (схема данных) является фундаментом, на котором создаётся БД.
Техническое обеспечение –комплекс технических средств, предназначенный для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технические процессы.
Комплекс технических средств состоит из:
а) ПК любых моделей,
б) устройств сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации и линий связи,
в) оргтехники и устройств автоматизированного съема информации,
г) эксплуатационных материалов.
Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технический процесс обработки данных, техническое оснащение. Это может быть общесистемная документация - государственные, отраслевые стандарты по техническому обеспечению, специализированная документация – комплекс методик всех этапов разработки технического обеспечения и нормативно-справочная документация – для выполнения расчётов по техническому обеспечению.
Организационное обеспечение –совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС. Организационное обеспечение является самым сложным с точки зрения организации и чаще всего слабо развитым в ИС.
Организационное обеспечение выполняет следующие функции:
а) Анализ существующей системы управления фирмой, где будет использоваться ИС и выявление задач, подлежащих автоматизации.
б) Подготовка задач к решению на ЭВМ, включающих техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование её эффективности.
в) Разработка управленческих решений по составу и структуре организаций, методологии и решения задач, направленные на повышение эффективности системы управления.
г) Организационное обеспечение, создаваемое по результатам предпроектного обследования на I этапе построения БД.
Математическое и программное обеспечение –совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей, задач ИС, а также необходимый для нормального функционирования комплекс технических средств. Это:
а) Средства моделирования процесса управления,
б) типовые задачи управления,
в) методы математического программирования,
г) методы математической статистики,
В составе программного обеспечения - общесистемные и специальные программные средства, техническая документация.
К общесистемным относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения технического процесса обработки данных. Они необходимы для расширения функциональных возможностей ПК, контроля и управления процессом обработки данных.
Специальное ПО - совокупность программ, разработанных при создании конкретной ИС. В его состав входят ПП, реализующие модели разной степени адекватности и отражающие функционирование реального объекта.
При разработке любых программных продуктов существует проблема устаревания программы на момент ее создания и как следствие этого необходимость модификации ее сразу после окончания разработки. Поэтому важными становятся требования к разрабатываемым программным продуктам. Первое – система должна быть открыта, изменения в которую могут внести не только люди, ее разработавшие. Второе – технологии, которые используются во время разработки, должны быть современными и учитывать тенденции развития программного обеспечения.
В настоящее время используются программные продукты, которые либо несут в себе средства модификации программ, либо являются настолько простыми и универсальными, что не требуется их доработка. Разработка сред со своими собственными средствами и языками модификации данных невыгодна при использовании, так как нет смысла использовать собственный язык в качестве стандартного на данном предприятии. Кроме того, в этом случае увеличивается проблема «запаздывания» разработки.
Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математические модели задачи, контрольные примеры.
Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получение, преобразование и использование информации. Главной целью является укрепление закономерности. В его состав входят: законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции, нормативные документы министерств, ведомств, организаций, предприятий, фирм, местных органов власти.
В правовом обеспечении можно выделить:
а) Общую часть, регулирующую функционирование любой ИС
б) Локальную часть, регулирующую функционирование конкретной ИС.
Правовое обеспечение этапов разработки ИС включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика, правовое регулирование отклонений от договора.
Правовое обеспечение должно обеспечить следующее:
а) Статус ИС
б) Права, обязанности и ответственность персонала
в) Правовые положения отдельных видов процесса управления
г) Порядок создания и обеспечения информацией
д) Порядок подписей всех документов.
Эргономическое обеспечение состоит из совокупности методов и средств, используемых для создания оптимальных условий деятельности человека при разработке, внедрении и эксплуатации системы, создающих удобство пользования. Сюда входят в том числе условия труда и эстетика.
Кадровое обеспечение призвано обеспечивать наиболее рациональную подготовку специалистов, т.к. любая ИС является человеко-машинной.
Экономическое обеспечение заключается в определении показателей проектирования, функционирования и развития ИС, разработки методов расчёта показателей, обеспечении наиболее рационального и эффективного функционирования системы.
В состав каждой обеспечивающей подсистемы входят:
а) соответствующие методы и средства, обеспечивающие функционирование соответствующих служб, в т.ч. создаваемых в других обеспечивающих подсистемах.
б) службы, осуществляющие создание и выбор поддержание и развитие соответствующего обеспечения.