Характеристики покупателя на потребительском рынке
Тема 6. Потребительское поведение покупателей
1. Потребительские рынки и поведение потребителей
2. Модели покупательского поведения
3. Рынки предприятий и поведение покупателей на корпоративном рынке
Вначале определимся с основными понятиями, используемыми в данной теме. Покупатели – это лица, непосредственно осуществляющие покупки. Потребители – это (понятие более широкое) лица и организации, потребляющие, использующие товары. Клиенты – постоянные покупатели и заказчики.
Изучение потребителей как направление исследований является одним из основополагающих. На изучении потребителей строится весь процесс сегментирования. Позиционирование, во многом определяющее представление покупателей о товаре, невозможно провести грамотно без соответствующего изучения потребителей. Можно выделить 5 групп покупателей как источник сбытовой исследовательской активности (рис.1)[1]:

Рис.1. Пять групп покупателей как источник сбыта
Сбыт в основном обеспечивается одной (свои лояльные покупатели) или двумя приведенными выше группами. Эти группы взаимно не пересекаются и исчерпывающе определяют потенциальных потребителей. Ясное представление о каждой из этих групп является серьезной задачей для исследователей. Ключевым вопросом изучения своего потребителя является знание предприятия о том, кто осведомлен о продукции предприятия, кто относится к ней положительно, кто купил её или совершил покупку повторно (рис.2)[2].

Рис.2. Классификация потребителей
Многие исследователи отмечают, что покупательским поведением можно управлять или, по крайней мере, предвидеть отдельные поступки и реакцию покупателей. Для этого выделяют два направления в изучении покупательского поведения:
· исследование покупательского поведения на потребительском рынке;
· исследование покупателей на рынке организаций.
Потребительский рынок - это рынок отдельных лиц и домохозяйств, приобретающих товары для собственного использования. Поведение покупателей здесь является весьма сложным процессом, что объясняется влиянием на покупательское поведение целого круга факторов. Ф. Котлер выделяет четыре группы таких факторов (рис.3).1
| Факторы культурного порядка: культура, субкультура, социальное положение. | Социальные факторы: референтные группы, семья, роли и статусы. | |
| Покупатель | ||
| Личностные факторы: возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, доход, образ жизни, тип личности. | Психологические факторы: мотивация, усвоение, убеж дение, отношение. |
Рис.3. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение
Кратко рассмотрим вышеуказанные факторы, влияющие на поведение покупателя.
Факторы культурного порядка
Культура – совокупность ценностей и норм, определяющих потребности и поведение человека в обществе.
Субкультура – это совокупность ценностей, определяющих поведение и потребности какой-то одной социальной группы, например, мы говорим субкультура молодежи, народности, религиозных общностей и др. Она определяет различия в отношении к продуктам питания, одежде, духовным ценностям, традиции, обычаи.
Общественный (социальный) класс – большая стабильная группа в рамках общества, располагающаяся в иерархическом порядке и характеризующаяся схожими ценностными ориентациями, запросами, интересами и поведением.
Для общественных классов характерны определенные предпочтения товаров и марок в одежде, бытовой технике, жилище, отдыхе, развлечениях. Поэтому маркетеры фокусируют свои усилия на каком-то одном общественном классе.
Например, маркетеры, используя теорию социальной стратификации американского социолога Уорнера, выделяют 6 общественных классов 6 соответствующих рынков:
· высший высший класс (менее 1% - рынок роскошных товаров, антиквариата, престижной недвижимости);
· низший высший (2% - рынок дорогого жилья, яхт, автомобилей, драгоценностей, отдыха);
· высший средний класс (12% - рынок дорогих квартир, автомобилей, одежды, мебели, услуг);
· низший средний класс (30% - рынок деловой одежды, мебели и др.);
· высший низший класс (45% - рынок спортивных товаров, продуктов, пива, товаров для домашнего хозяйства типа «сделай сам»;
· низший низший класс (10% - рынок дешевых товаров и продуктов, подержанных автомобилей и пр.).
Социальные факторы
Референтные группы – группы, оказывающие прямое (при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека. Это семья, друзья, коллеги по работе, учебе, соседи и пр.
Положение индивида в социальной группе можно охарактеризовать с точки зрения роли и статус.
Роль – набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждой роли присущ статус, отражающий степень положительной оценки со стороны общества. Например, статус бизнес-вумен предполагает, что она прежде всего выполняет роль деловой женщины и соответственно именно это определяет ее потребительское поведение, т.е. такая женщина приобретает товары, соответствующие ее социальному статусу.
Личностные факторы
Образ жизни – устоявшиеся формы бытия человека в мире, находящие свое выражение в его деятельности, интересах, поведении, например, где он проводит свободное время, где и как совершает покупки, какие имеет увлечения, что читает, слушает, смотрит и т.п. Сегодня много говорится о здоровом образе жизни. Маркетеры предлагают огромный рынок товаров и услуг для потребителей, придерживающихся такого образа жизни.
Тип личности – совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих последовательность и постоянство его ответных реакций на окружающую среду. Знание типа личности может оказаться полезным, когда существует определенная связь между типами личностей и мотивами выбора товаров или марок.
Психологические факторы
Мотив (побуждение) – потребность, ставшая столь настоятельной, что заставляет искать пути и способы ее удовлетворения.
Самые известные теории мотивации – З. Фрейда и А. Маслоу.
По теории З. Фрейда, люди не осознают тех психологических сил, которые формируют их поведение. Человек растет, подавляя в себе множество влечений «Ид». Эти влечения никогда не исчезают и никогда не находятся под полным контролем «Супер Эго». З.Фрейд делает упор на неосознанность поступков, тайном психологическом смысле совершения различных действий, в том числе в процессе приобретения товара.
Теория мотивации А.Маслоу объясняет поведение покупателя с точки зрения иерархии потребностей. Все потребности у него выстраиваются в порядке последовательности: физиологические потребности, потребность в безопасности, социальные потребности, потребность в признании, потребность в самоутверждении. Человек, согласно А.Маслоу, будет стремиться удовлетворить в первую очередь жизненно важные потребности.
При воздействии на покупателя также необходимо различать избирательное восприятие, усвоение, избирательное искажение и избирательное запоминание.
В большинстве случаев указанные факторы не поддаются контролю со стороны деятелей рынка, но их необходимо учитывать и использовать.
Существенное значение для предприятия представляет использование закономерностей покупательского поведения. В настоящее время существует множество подходов, объясняющих поведение покупателей. Например, по мнению П. Друкера, чаще всего приобретение товара покупателем происходит на основе: рационального, эмпирического выбора и на основе выбора по привычке.[3]
На основе рационального выбора процесс принятия решения о покупке носит более или менее рациональный характер. Эта логика предполагает, что потребитель, во-первых, определяет и оценивает варианты выбора по нескольким параметрам.
В процессе эмпирического выбора выгоды, искомые в товаре, определяются воображением и эмоциями. Эти реакции вызываются внешними раздражителями, которыми могут быть марка, цвет, реклама товара.
Выбор по привычке включен потому, что покупка часто носит привычный характер.