Этапы проведения аудита
Аудиторское заключение (отчет)
Планирование аудита
Этапы проведения аудита
Аудиторская проверка должна отвечать определенному набору требований и состоять из определенных этапов. Жестко установленных перечней таких требований и этапов нет, хотя условно аудиторскую проверку можно разделить на три основных этапа (рисунок 4):
1. планирование;
2. сбор аудиторских доказательств;
3. завершение аудита.
На первом этапе аудитор:
· предварительно знакомится с клиентом;
· оформляет свои отношения с клиентом контрактом и (или) письмом-обязательством;
· рассчитывает уровень существенности предстоящей проверки;
· изучает и оценивает систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля организации клиента;
· оценивает аудиторские риски;
· готовит общий план и программу аудита.
На основном (втором) этапе аудитор обычно занимается сбором аудиторских доказательств, для чего выполняет аудиторские процедуры. Аудиторские процедуры включают в себя тестирование средств контроля и аудиторские процедуры по существу.
Последние в свою очередь подразделяются на детальную проверку отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам и аналитические процедуры.
На последнем (третьем) этапе аудитор должен:
· завершить подготовку рабочей документации в виде аудиторского файла;
· подготовить письменную информацию руководству проверяемого субъекта по результатам аудита;
· сформулировать по результатам аудита свое мнение о достоверности финансовой отчетности проверяемого субъекта;
· подготовить по установленной форме аудиторское заключение.
Такая схема лишь приблизительно отражает действительный ход реальной работы аудитора. Например, не все этапы выполняются последовательно, некоторые этапы идут одновременно. Так, изучение и оценка системы внутреннего контроля может проводится в том числе и на стадии сбора аудиторских доказательств, планирование аудита может происходить не только в начале, но и в ходе аудита, а документирование аудита – на всех его этапах, но именно на завершающем этапе аудиторский файл приобретает законченный вид.
К обязательным требованиям, которые должны соблюдаться в процессе аудита, можно отнести:
· использование принципа существенности;
· документирование аудита;
· оценка аудиторского риска;
· применение аудиторских процедур при сборе аудиторских доказательств;
· соблюдение определенных требований при проведении выборочной проверки материалов;
· надлежащее распределение полномочий между членами группы специалистов в ходе выполнения аудиторского задания;
· контроль качества работы в аудите.
Понимание деятельности клиента | ||||
Знакомство с клиентом | Знакомство с системой бухгалтерского учета | |||
ПЛАНИРОВАНИЕ | ||||
Знакомство с системой внутреннего контроля | ||||
Оценка существенности и аудиторских рисков | ||||
Работа по организации аудита | ||||
Тестирование средств контроля | ||||
СБОР | ||||
АУДИТОСКИХ ДОКАЗАТЕЛСТВ | Проведение аудиторских процедур | Проверка оборотов и сальдо по счетам | ||
по существу | ||||
Аналитические процедуры | ||||
Завершение подготовки рабочей документации и проверка аудиторского файла | ||||
Формирование мнения аудитора | Подготовка письменной информации для клиента | |||
ЗАВЕРШЕНИЕ АУДИТА | и подготовка итоговых доку- | |||
ментов аудита | Подготовка аудиторского заключения |
Рисунок 4. Этапы аудиторской проверки