Этапы создания новой организационной структуры единой системы регистрации прав и кадастрового учета
Новая организационная структура единой системы регистрации прав и кадастрового учета и оптимизация распределения функций между ее составляющими должна стать основой для повышения доступности и эффективности государственных услуг.
При этом основным условием организационных изменений является обеспечение стабильности в период преобразований (этапность преобразований, сохранение действующих механизмов до перехода на новые решения, преемственность лучшего опыта, сохранение и развитие кадрового потенциала).
Поэтому для обеспечения стабильного осуществления государственных функций в сфере регистрации прав и кадастрового учета, а также предотвращения возможных негативных последствий и рисков, связанных с масштабными изменениями систем, предполагается осуществление организационных преобразований в несколько последовательных этапов:
- на первом этапе (до 1 января 2010 г.) - формирование структуры центрального аппарата Росреестра, начало реализации организационных мероприятий по объединению территориальных органов Росреестра (рисунок 7);
- на втором этапе (до 1 января 2011 г.) - завершение объединения территориальных органов Росреестра, начало проведения необходимых процедур, связанных с преобразованием системы подведомственных Росреестру федеральных учреждений;
- на третьем этапе (до 1 января 2012 г.) - завершение преобразования системы подведомственных Росреестру федеральных учреждений и передачи им отдельных полномочий в сфере государственной регистрации прав, полномочий по осуществлению кадастрового учета, предоставлению информационных услуг, ведению и развитию информационных систем ЕГРП и ГКН (рисунок 8).
Рисунок 7 – Первый этап объединения
Рисунок 8 – Второй и третий этапы объединения
Объединение территориальных органов Росреестра не должно сопровождаться одновременным сокращением их штатной численности, в том числе за счет объединения подразделений, осуществляющих обеспечивающие функции (организационные, информационно-аналитические, документационные, финансово-экономические, хозяйственные и т.п.), поскольку в рамках оптимизации численности объединяемых территориальных органов Росреестра, в частности за счет сокращения должностей работников, осуществляющих указанные функции, потребуется перераспределить соответствующую высвобождаемую штатную численность на цели потребностей системы в сотрудниках, которые будут обеспечивать начало осуществления единой системой государственного кадастрового учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Тема 3 «Основы государственного кадастра недвижимости»
1. Структура и основные положения Федерального закона РФ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"
Закон состоит из трех основных частей:
1. Ведение государственного кадастра недвижимости;
2. Осуществление государственного кадастрового учета объектов недвижимости;
3. Осуществление кадастровой деятельности.
Закон регулирует кадастровые отношения.
Кадастровые отношения –отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений:
- о недвижимом имуществе,
- о прохождении Государственной границы Российской Федерации:
- о границах между субъектами Российской Федерации;
- о границах муниципальных образований;
- о границах населенных пунктов;
- о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий.
По сути ГКН – это просто свод документов, который отвечает на четыре основных вопроса: что это, чье это, сколько это стоит и где это располагается?
Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества –этодействия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе.
К таким сведениям относятся уникальные характеристики объекта недвижимости, а также дополнительные сведения о нем. Назначение сбора подобных сведений – подтверждение:
- существования объекта недвижимого имущества с индивидуальными характеристиками;
- подтверждение прекращения существования объекта недвижимости.
В соответствии с настоящим Федеральным законом объектами кадастрового учета (объектами недвижимости) являются:
1. земельные участки;
2. здания;
3. сооружения;
4. помещения;
5. объекты незавершенного строительства;
6. подземные сооружения (если иное не предусмотрено федеральным законом).
Положения Закона не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов.
Кадастровая деятельность – выполнение кадастровым инженером кадастровых работ.
Кадастровый инженер – лицо, управомоченное на выполнение кадастровых работ.
Кадастровые работы – работы по подготовке документов, содержащих необходимые сведения для осуществления кадастрового учета в отношении недвижимого имущества.