Уровень образования трудовых ресурсов

Экономически активное население

Экономически активное население включает занятых и ищущих работу, т.е. это лишь основная часть ресурсов, так как остальное трудоспособное население учится, занято только домашним хозяйством или служит в вооруженных силах и т.д. Экономически активное население мира в 1997 г. оценивалось в 2784 млн человек, что составляло 47,8% всего населения мира, в том числе мужчины — 60%, женщины — 40%.

Темпы прироста экономически активного населения снизились в среднем с 2,0% в 80-е гг до 1,6% в 1990-1997 гг., что связан с некоторым замедлением темпов прироста населения в мире.

В развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения мира. Основная доля трудовых ресурсе мира приходится на Восточную и Юго-Восточную Азию (35%J Южную Азию (20%) и Тропическую Африку (10%).

Для развитых и большинства стран с переходной экономикой характерен высокий процент занятого населения, получившего высшее и среднее специальное образование. Так, доля лиц с таким образованием в России составляет 51% общей численности занятых.

Хотя развитые страны значительно уступают развивающимся государствам по численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы — общеобразовательному уровню, численности высококвалифицированных специалистов мобильности рабочей силы.

В развивающихся странах качество трудовых ресурсов многом определяется не столько наличием высшего и средне образования, сколько просто уровнем грамотности. В этих странах уровень неграмотности в середине 90-х гг. составлял: мужчины — 78,4% к общей численности взрослого населения и женщины — 60,3%. Велика доля неграмотных в трудоспособном населении стран Южной и Западной Азии и Тропической Африки. Низкий уровень грамотности населения многих стран определяет весьма невысокую производительность труда, ведет к консервации устаревших форм хозяйствования, блокирует технический прогресс.