ВВЕДЕНИЕ

 

В переводе с древнегреческого "физика" означает "природа". На ранних этапах развития науки физика включала в себя все сведения о живой и неживой природе и по существу представляла собой "природоведение". Когда познания человечества о природе существенно расширились, из отдельных частей физики выделились самостоятельные отрасли знания: геология, биология, ботаника, химия, астрономия и т. д.).

С современной точки зрения физика – это наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства и законы движения окружающих нас объектов материального мира.

Законы физики базируются на фактах, установленных опытным путем. Эти законы представляют собой строго определенные количественные соотношения и формулируются на математическом языке. Они лежат в основе всех естественных наук. Так, физика служит основой для химии, объясняя природу периодичности свойств химических элементов и механизм возникновения межатомных сил. В астрономии для расчетов траекторий небесных тел используются уравнения механики. Закономерности взаимодействия электрических зарядов и электромагнитных полей являются основой электротехники и радиотехники.

Развитие физики тесно связано с процессом развития человеческого общества, с потребностями практики, совершенствованием техники, созданием новых технологий. Крупные физические открытия приводят к ускорению технического прогресса, созданию новых отраслей техники и развитию соответствующих технических наук. Развитие техники и промышленного производства требует разрешения ряда физических проблем, тесно связанных с дальнейшим техническим прогрессом. Результаты физических исследований и тончайшие современные физические методы широко внедряются в технику, промышленность и сельское хозяйство.

Новый революционный этап в развитии физики начался в
70–80-х гг. XX в. Возникла новая область научных знаний, которая получила название "синергетика". Она занимается изучением процессов, протекающих в открытых системах, состоящих из очень большого числа взаимодействующих объектов. Реально все известные науке системы, от самых маленьких до самых больших, являются открытыми, т. е. они обмениваются энергией и веществом с
окружающей средой. В таких системах при определенных условиях возможны процессы самоорганизации - образование из хаоса упорядоченных структур, – которые являются общими для живой и неживой природы. Они наблюдаются в системах различной природы - физических, химических, биологических, социальных и т. п. При их изучении используются общие подходы, которые разрабатываются в физике.

Курс физики в Академии ФСО России находится в тесной взаимосвязи с общепрофессиональными и специальными техническими дисциплинами. При изучении теоретического материала, решении физических задач регулярно рассматриваются примеры использования физики в военной технике по специальности. В наиболее значительном объеме материал курса физики используется в следующих дисциплинах: "Теория электрических цепей", "Основы теории цепей", "Электроника","Основы схемотехники", "Распространение радиоволн и антенно-фидерные устройства", "Основы радиосвязи", "Сети связи", "Направляющие системы электросвязи", "Волоконно-оптические системы передачи", "Технические средства и методы защиты информации".

Значение курса физики в вузе можно оценивать следующим образом:

1. Изучение физики важно для формирования научного мировоззрения и соответствующего ему стиля мышления.

2. Знание физики является основой успешного изучения общепрофессиональных и специальных технических дисциплин.

3. Будущим специалистам в области информационно-коммуникационных систем физика необходима в последующей профессиональной деятельности для освоения техники, построенной на новой элементной базе, новых технологиях.

 

Раздел I. ОСНОВЫ МЕХАНИКИ

Глава 1. ЭЛЕМЕНТЫ КИНЕМАТИКИ