Информационная культура

Понятие об информационном обществе

История цивилизации знает несколько «информационных революций»:

— возникновение письменности;

— изобретение книгопечатания (в XVI веке);

— изобретение телеграфа, телефона, радио (XIX век).

Каждая из них несла качественные изменения всех граней жизни общества, оказывалась сильнейшим стимулом развития науки, образования, мощным двигателем технического прогресса. ХХ век дал миру компьютерную революцию, и порожденное этой революцией общество стали называть информационным.

Черты, признаки, пути развития нового общества активно изучаются философами, социологами, экономистами, юристами, психологами, гигиенистами и, конечно, профессионалами информационной сферы.

Одной из важнейших черт информационного общества становится перераспределение его трудовых ресурсов: движение к такой стадии, когда большинство работающих сосредоточится именно в информационной сфере.

В информационном обществе производство информационного продукта (новых фактов, знаний, учебных материалов, средств досуга и др.) начинает превосходить производство материального продукта. При этом последний тоже меняется, так как его изготовление, сбыт и использование все более насыщаются информационными составляющими.

Вполне очевидно, что потребность в профессионалах информационной сферы с высокой квалификацией быстро нарастает, и это также можно считать существенным признаком информационного общества.

Под общей информационной культурой понимается умение целенаправленно и результативно работать с информацией.

Профессиональная информационная культура и компетентность — это готовность и способность применять в такой работе аппарат специальных научных дисциплин и арсенал современных информационных и коммуникационных технологий.

Важным элементом профессиональной культуры является владение информационным подходом к анализу процессов и явлений. Это умение формулировать и решать задачи, в том числе высокого уровня сложности:

— с использованием некоторых эффективных общих принципов, методов и процедур, не зависящих от содержательной постановки этих задач (здесь уместно сравнение с математикой);

— путем структуризации (расчленения задачи на более простые подзадачи);

— на основе четкого определения и описания учитываемых факторов и связей между ними;

— с оценкой качества используемых сведений и получаемых результатов;

— с максимальным использованием всех средств компьютерной поддержки.