Влияние экономики на патриархальную семью

Русские летописи о семейных отношениях

Владимир Святославич — великий князь Киевский, святой и равноапостольный, сын Святослава Игоревича и Малуши, ключницы княгини Ольги. Кстати, Малуша — бывшая княгиня, но взятая в плен она живет у Святослава на правах рабыни.

Братья Владимир, Ярополк, Олег не ладят друг с другом, и сразу же после гибели Святослава начинается война между ними.

Святослав, уходя на Дунай, поделил свое княжество на три части, при этом Владимиру достается Новгород (970). После смерти Святослава (972) произошла распря между Ярополком и Олегом Святославичами; последний пал (977). Опасаясь той же участи, Владимир бежал к варягам за море, через два года вернулся, занял Новгород, объявил войну Ярополку и присватался к Рогнеде, дочери полоцкого князя. Отказ Рогнеды привел к взятию Полоцка, гибели князя Рогволода и насильному захвату Рогнеды в жены Владимира. Когда Ярополк погиб, Владимир вокняжился в Киеве (980).

Весьма характерен и отказ Рогнеды: дочь князя, она не хочет унижать себя браком с сыном рабыни. Словом, даже среди родных сыновей великого князя существует своя — жесткая — иерархия, которая признается и за пределами семьи.

Кстати, у самого Владимира будет порядка 2000 официальных жен и наложниц, живущих в разных городах его владений.

И в наши дни право человека распорядиться зачатой жизнью не оспаривается светской властью, в те же далекие времена оно простиралось и на рожденного младенца. Заметим, что здесь человек не вступал в противоречие не только с законом, но и с нравственными заветами своего времени. В сущности, так же сегодня мы смотрим на право хозяина дома распорядиться жизнью новорожденных котят: его решение может травмировать наши чувства, но, по зрелом размышлении, мы не найдем достаточных оснований для упрека. О нормах того времени свидетельствует то красноречивое обстоятельство, что даже через несколько столетий после основания Рима Аристотель будет закладывать в философские и правовые основания идеально устроенного государства требование: «пусть будет закон: ни одного калеку выращивать не следует».[215]

— Долгое время там, где предвидится рождение ребенка сверх установленного государственным нормативом числа детей, обязательным требованием является аборт, о чем говорит все тот же афинский философ.[216]

— Весьма распространенным явлением остается подкидывание детей (особенно девочек),[217] причиной чему в первую очередь оставались материальные соображения. Известны сюжетные мотивы, повествующие о том, как новорожденного младенца кладут в глиняный сосуд, корзину из тростника и бросают на произвол судьбы.