Библейские свидетельства о сакральных обрядах

Положение домочадцев

До выполнения процедур, связанных с переменой статуса (как правило, их время приходит со смертью отца), еще нужно дожить. До этого даже свободнорожденные дети очень часто ничем не отличаются от наемников, а то и вообще от простых рабов: они выполняют ту же работу, носят такую же одежду, едят за одним столом одну и ту же пищу.

Рабы не рассматриваются как люди второго сорта. Они включаются в состав рода на правах младших членов. Часто над ними, «купленными за серебро», совершаются те же сакральные обряды, что и над кровными родственниками.

Совершение сакральных обрядов — это свидетельство отсутствия рабства в строгом смысле слова. В самом деле: если на рабов распространяется завет с Господом (а обрезание — это знак включения в систему взаимных обязательств) то говорить об особом, униженном положении раба не приходится.

«И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог».[197]

Надежным источником, этнографически точно рисующим племенной быт, его обычаи, нравы, законы, являются книги, сохраненные нам каноном Священного Писания, поэтому, оставляя в стороне чисто религиозный аспект их содержания, мы вправе ко многому в нем подходить как к документу. Этот документ нередко очень красноречив. Уместно вспомнить жалобу старшего наследника из притчи о блудном сыне: