Социальное отношение

Вебер о Социальном действии

Например, просто реактивные действия не являются предметом интереса социологов так же, как вообще действия, даже если они связаны с взаимодействием нескольких участников, но не имеют «подразумеваемого смысла». «Столкновение двух велосипедистов, например, не более чем происшествие, подобное явлению природы. Однако попытка кого-нибудь из них избежать этого столкновения, последовавшая за столкновением брань, потасовка или мирное урегулирование конфликта является уже социальным действием»

Вебер выделяет четыре типа социального действия:

традиционное, которое определяется традицией или привычкой;

аффективное, которое определяется эмоциями;

ценностнорациональное, оно определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;

целерациональное, когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей.

Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения; их система — социальные институты.

К социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т.д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка:

— традиционный,

— аффективный,

— ценностно-рациональный и

— легальный.

 

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления. Именно он позволяет упорядочить многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме. Таким образом, речь идёт не о субъективных пристрастиях того или иного учёного, но прежде всего о «духе времени» той или иной культуры: именно он играет ключевую роль в формировании «ценностных идей».