Функции маркетинга

Под "функцией" маркетинга будем понимать "способ достижения целей" маркетинга. Фактически функция маркетинга - это комплекс видов специализированной деятельности в процессе маркетинга, направления маркетинговой деятельности, обособившиеся в процессе специализации..

Маркетинг как концепция управления производственно-сбытовой деятельностью имеет ряд общих функций, присущих любому управлению: планирование, организацию, координирование, учет и контроль. Специфическими функциями маркетинга:

1-ый подход – общие функции:

I. Аналитическая функция

1. Изучение рынка как такового.

2. Изучение потребителей.

3. Изучение фирменной структуры.

4. Изучение товара (товарной структуры).

5. Анализ внутренней среды предприятия.

II. Производственная функция

1. Организация производства новых товаров, разработка новых технологий.

2. Организация материально-технического снабжения.

3. Управление качеством и конкурентоспособностью го­товой продукции.

III. Сбытовая функция (функция продаж)

1. Организация системы товародвижения.

2. Организация сервиса.

3. Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта.

4. Проведение целенаправленной товарной политики.

5. Проведение целенаправленной ценовой политики.

IV. Функция управления и контроля

1. Организация стратегического в оперативного планирования на предприятии.

2. Информационное обеспечение управления маркетингом.

3. Коммуникативная подфункция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии).

4. Организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).

2-ой подход – частные функции:

1) комплексное исследование рынка:

- исследования (кабинетные, полевые);

- анализ;

- прогноз;

- сегментация рынков.

2) разработка, обновление и планирование ассортимента:

- определение структуры ассортимента;

- оценка конкурентоспособности товара, анализ жизненного цикла товара;

- разработка предложений по созданию новых товаров;

- разработка упаковки (предложений);

- разработка предложений по ценовой политике.

3) сбыт и распределение продукции:

- выбор каналов товародвижения;

- составление прогнозов, плана товарооборота и сбыта;

- определение способа продажи.

4) рекламирование и стимулирование продаж:

- выбор канала коммуникаций;

- разработка системы стимулирования продавцов и посредников;

- разработки системы поощрения покупателей;

- формирование имиджа фирмы.

К рыночным функциям маркетинга относят также:

1. Регулирующая, устанавливает соотношение объема производства товаров его структуре, спросу, цены.

2. Информационная. Информация выступает основой успешного позиционирования фирмы на рынке.

3. Посредническая, соединяет интересы экономически обособленных производителей и потребителей.

4. Ценообразующая, выступает формой соответствия затрат рыночным ценам.

5. Санирующая, выражает изъятие устаревшей продукции с позиций моды, качества, экологичности, надежности и др.