Экономическая мысль Восточного Средневековья

В арабских странах экономическая мысль развивалась под воздействием концепции ислама (VII В.), изложенного в Коране (610-612 г.г.). Коран – собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине, изучение и толкование которого положило начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву. Коран осветил складывающееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Согласно Корану одним из пяти «столпов веры» является обязательная благотворительность (налог закат), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (саадака).

Крупнейшим мыслителем в арабских странах в период Средневековья был Ибн Хальдун (132-1406 г.г.) арабский историк и философ. Основной труд – «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле». Ибн Хальдун ввел периодизацию развития общества: 1) дикость; 2) жизнь в сельской местности; 3) городская жизнь. Периоды увязывались с развитием производства благ и их избытком. Много внимания уделял анализу труда и стоимости («если бы не было труда, не было и предмета») – в основе купли-продажи лежит принцип равномерного количества затраченного труда. Важное место занимает вопрос о деньгах. Ибн Хальдун выделял такие функции денег как меры стоимости, средства обращения, средства образования сокровищ, выступал за обогащение полноценных денег.

Богатство – это совокупность товаров, обладающих стоимостью.

 

ЛЕКЦИЯ 2 Основные направления экономической мысли в 16-17 в.в.Меркантилизм. Физиократия. КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ В МАНУФАКТУРНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ