Экологический контроль.

Э.к. – деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Виды э.к.: государственный, ведомственный, муниципальный и общественный.

Государственный э.к. – проверка по исполнению требований по охране о.с. и рациональному природопользованию всеми государственными органами, предприятиями и гражданами, которым такие требования адресованы. Т.о. контроль носит надведомственный характер. Существенная особенность – ведется от имени государства.

Система органов государственного экологического контроля:

  1. Органы общей компетенции:

Президент России: подбор и расстановка кадров на федеральном уровне, имеющих отношение к решению экологических проблем в стране; через полномочных представителей Президента в субъектах.

Правительство РФ: контроль за исполнением законов; заслушивание на своих заседаниях отчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны о.с.

Правительства субъектов РФ: контроль за использованием пр. ресурсов, охраной о.с., радиационным состоянием территорий, состоянием учета и отчетности на предприятиях, находящихся в собственности субъектов.

  1. Органы специальной компетенции:

МПР Федеральная служба по надзору в сфере природопользования; Мин-во здравоохранения и социального развития Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

 

Формы государственного э.к.:

  1. предупредительный – недопущение деятельности, которая может в будущем оказать вредное воздействие на природу. Т.е. осуществляется такой контроль на стадии планирования, проектирования этой деятельности и ввода в эксплуатацию объекта
  2. текущий – осуществляется на стадии эксплуатации объекта (плановый и внеплановый). Плановый – не чаще 1 раза в два года. Продолжительность не более 1 месяца. Внеплановый – контроль устранения нарушений, обнаруженных при плановом контроле; получение информации о возникновении аварийных ситуаций; обращение граждан, юр. лиц с жалобами на нарушение экологических прав. Решение органа гос. контроля должно быть мотивированным.

Компетенция инспекторов гос. экологического контроля:

· посещать с проверкой объекты хозяйственной и иной деятельности, независимо от форм собственности;

· проверять соблюдение нормативов, стандартов, работу очистных сооружений, средств контроля;

· проверять соблюдение требований экологической экспертизы;

· выдавать предписания об устранении нарушений;

· приостанавливать хоз. деятельность;

· привлекать к административной ответственности.

Ведомственный э.к. – ограничивается отраслевой. Зависит от специфики отрасли.

Производственный э.к. – проверка производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Важный вид контроля – т.к. предприятия являются основными природопользователями. Проводит руководитель предприятия или руководитель службы. Ст. 67 З-на об охране о.с. обязывает хоз. субъектов предоставлять сведения об организации производственного экологического контроля в органы гос. и муниципального контроля. Главная задача производственного э.к.: проверка планов и мероприятий по рациональному использованию пр.р. и охране о.с.; соблюдение экологических нормативов.

Муниципальный э.к. – осуществляется органами местного самоуправления:

контроль за использованием земель на территории муниципального образования (согласование отвода земельного участка под строительство; не допускают самовольное занятие земельных участков; следят за соблюдением целевого назначения обеспечивают выполнение экологических требований при отводе земель);

контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых.

Структура: отдел по охране о.с., должность заместителя главы администрации по вопросам экологии и санитарии.

Общественный э.к. – граждане и общественные объединения получили некоторые возможности участвовать и контролировать выполнение экологических требований в предпринимательской и управленческой сферах не стадиях принятия хозяйственных и управленческих экологически значимых решений.