Проблема познаваемости мира и истины.

Одним из важнейших вопросов философии является вопрос о познаваемости мира.

В попытке ответить на вопрос «Познаваем ли мир?» четко обозначились три основные тенденции: гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм. Если оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире, то представители агностицизма утверждают, что знания о мире, полученные человеком с помощью чувственного или рационального опыта не дают оснований для того, чтобы сказать, каков мир на самом деле. Мир принципиально не познаваем - такова установка агностицизма.

Представители скептицизма занимают как бы промежуточную позицию: не отрицая принципиальной возможности познания объективного мира, они выражают сомнения в том, что все знания об это мире носят достоверный характер.

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на основной вопрос гносеологии «Что есть истина?».

Существуют различные трактовки понятия «истина». Для одних истина - это соответствие знаний действительности. Для других истина есть то, что подтверждено опытом. Для третьих истина является соглашением между учеными, конвенцией. Для четвертых она оценивается с точки зрения полезности полученного знания, с точки зрения эффективности его использования на практике.

Классическая концепция истины связана с первым определением. Она возникла в глубокой древности и разделяется представителями разных направлений.

Современная трактовка истины, которой придерживаются большинство философов, состоит в следующем:

1. К действительности относится как объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознании, так и
субъективная реальность.

2. Познание вместе с результатами и объектом познания неразрывно связано с практической деятельностью человека. Через
практику задается объект познания, в практике реализуются результаты познания.

3. Истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом от неполного знания к более полному знанию.

Последний тезис связан с понятиями «относительная истина» и «абсолютная истина, которые с разных сторон характеризуют знание о предмете.

Абсолютная истина - это 1) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе (его не может быть); 2) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты (земля круглая, человек смертен). Относительная истина - это 1) неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает те или иные способы получения этого знания. Т.о. процесс познания мира - это бесконечный процесс перехода от относительных истин (с возникающими новыми относительными) к абсолютным истинам.

Релятивисты абсолютизируют роль относительной истины, утверждая, что всякая истина относительна. Догматики, напротив, настаивают, на том, что истина не зависит от условий, в которых она складывается. Абстрактной истины не существует. Истина всегда конкретна.