Учебные и учебно-методические пособия

1. Аннушкин В.И. История русской риторики. Хрестоматия. –М.:«Академия»,1998–416с.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – Р-н-Д.: «Феникс», 1996. – 576 с.

3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 272 с.

4. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 1998. – 480 с.

5. Клюев Е.В. Речевая коммуникация. - М.: «Издательство ПРИОР», 1999. – 224 с.

6. Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция). – М.: «Издательство ПРИОР», 1999. – 272 с.

7. Культура русской речи. Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. – 560 с.

8. Логика и риторика. Хрестоматия./Сост. В.Ф.Берков, Я.С.Яскевич. – М.: «Тетра системс», 1997. – 624 с.

9. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория. – М.: «Академия», 1998. – 432 с.

10. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. – М.: Политиздат, 1989. – 255 с.

11. Поль Л.Сопер Основы искусства речи. – Р-н-Дону, 1996. – 448 с.

12. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: Центр, 1998. – 352 с.

13. Рождественский Ю.В. Теория риторики.–М.: «Добросвет», 1997.–600 с.

14. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: просвещение, 1995. – 192 с.

15. Стернин И.А. Практическая риторика.– Воронеж,1993.– 140 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Этика устной речи говорящего. Памятка

 

1. Проявлять уважительность, доброжелательность к собеседнику (не наносить собеседнику ущерб).

2. Вежливо относиться к собеседнику (учитывать: возраст, пол, служебное положение; снимать свою категоричность).

3. Не выпячивать собственное "Я" (не навязывать, а убеждать+уметь встать на точку зрения партнера).

4. Поставить в центр внимания слушающего (использ. языковых этикетных норм: вам, наверное, интересно узнать; вы, конечно знаете).

5. Тема коммуникации (общения) должна быть понятна, уместна и интересна (все для достижения цели, почти лицемерие).

6. Учитывать, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограничен (полностью воспринимается устное высказывание из 5-9 слов, которое без паузы может длиться 45-90 сек.)

7. Учитывать невербальные средства коммуникации (сохранение дистанции, правильная мимика и жестикуляция).

 

Этика устной речи слушающего. Памятка

1. Внимательное слушание (оторваться от дела).

2. Уважительное и терпеливое отношение к говорящему, надо выслушать до конца или аргументированно перенести беседу на назначенное время.

3. Выслушивая собеседника, не перебивать, не сбивать с мысли, не вставлять замечаний, не переводить слушание в собственное говорение.

4. Слушая, поставить в центр внимания говорящего и его интересы, дать ему возможность проявить себя в речи.

5. Вовремя оценить речь собеседника, согласиться/не согласиться с ним, ответить на вопрос.

6. Не реагировать на речь, обращенную к другому.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО: СТРУКТУРА И ТЕХНОЛОГИЯ

 

Аргументация идей, теорий, тезисов – это сложная логическая операция, имеющая целью убеждение оппонента. Аргументация как способ мыслительной и речевой деятельности, как логическое построение имеет свои неопровержимые законы.

Аргументация-это операция обоснованная каких-либо суждений, практических решений или оценок, в которой наряду с логическими приемами применяются также в нелогические (риторические) методы и приемы убеждающего воздействия.

Аргументация включает три взаимосвязанных элемента: