Проблемы внедрения банковских информационных систем

Банковские информационные системы

Использование компьютера в банковских операциях позволяет расширить применение эконо­мико-математических методов в управлении, оптимизировать некото­рые процессы (например, распределение и размещение мобилизованных средств). При этом повышается оперативность проведения расчетов и, следова­тельно, оперативность принимаемых решений. Появляет­ся возможность расширения спектра оказываемых услуг, повышения их качества и расширения географии за счет более полного использования средств телекоммуникаций.

Однако при внедрении банковских информационных систем (БИС) перед банком по­мимо необходимости больших затрат на закупку платформы (техниче­ские средства и базовое программное обеспечение) и обучения своих специалистов возникает проблема обеспечения максимальной длительности эксплуата­ции приобретенной платформы. Но это сталкивается с тем, что любая плат­форма обречена на быстрое моральное старение, обусловленное уста­реванием оборудования, базового программного обеспечения (опера­ционная система, СУБД, языки программирования) и заложенной в продукт банковской технологии. В этой связи банк заинтересован в быстрой окупаемости про­екта.

На структуру и содержание БИС оказывают решающее воздей­ствие структура управления и состав банковских операций. Несмотря на достаточно стабильную номенклатуру банковских услуг, их реализация в виде последовательности технологических этапов и приемов может различаться. Сравнивая работу различных банков и оценивая возможность автоматизации их деятельности, надо отметить практическое отсутствие унификации и стандартизации банковских технологий. Технологии выполнения одноименных банковских операций отличаются в различных банках, наблюдается несоответствие целей и функций для одноименных автоматизированных участков, разнообразие в технологии докумен­тирования одноименных операций, различие форм отчетности, периодичности их представления на разных участках управления в связи со специализацией работников.

Это привело в середине 90-х годов XX века к появлению на российском рынке большого количества программных средств, обеспечивающих частичную автоматизацию банковской деятельности. Но со временем стали итегрироваться и широко тиражироваться наиболее эффективные БИС. Фирмы, имеющие разветвленную структуру и закупающие интегрированные системы, распространяют их на все свои филиалы.

Нужно отметить и тот факт, что во многих БИС автоматизированы лишь самые основные, наиболее важные с точки зрения разработчиков системы, задачи. Это мотивировано отсутствием некоторых услуг: факторинга, лизинга, карточных услуг, но есть управленческие задачи, решаемые в любом банке и, как правило, отсутствующие в большинстве отечественных БИС, например: автоматизированный анализ качества кредитного порт­феля, прогнозирование и планирование кредитных ресурсов.

При разработке системы автоматиза­ции могут быть реализованы два альтернативных решения.

Первое решение заключается в том, что проектировщики разраба­тывают систему исходя из сложившейся структуры управления и, таким образом, «увековечивают» ее преимущества и недостатки.

Второе решение предполагает предварительную реорганизацию системы управления и усовершенствование ее в соответствии с современ­ной концепцией организации управления и требованиями руководства уч­реждения.

Анализ БИС показал, что практиче­ское выделение подсистем и задач учитывает их группировку одновременно по трем признакам:

¾ управленческая структу­ра;

¾ трансформация ресурсов;

¾ функции управления.

При этом часть задач реализуется различными технологиями, распределяется между различны­ми АРМ и не повторяется, а некоторые задачи становятся функционально избыточными и оформляются при разработке в виде некоторых уни­версальных технологий, структурно выполненных в форме перемещаемых блоков, одновременно присутствуя в нескольких АРМ и соответствую­щим образом настраиваясь.

Мера функциональной избыточности определяется особенностями управленческой структуры, принятой в банке. При этом ряд управленче­ских задач зачастую не выделяется в самостоятельные, как, например, вся группа задач маркетинга. Это можно объяснить неразвитостью бан­ковских систем управления и нежеланием небольших, небогатых банков тратить деньги на дорогостоящие маркетинговые исследования.