Военная проза 60-80-х гг.

Юрий Бондырев, Василь Быков, Григорий Бакланов, Константин Воробьев, Вяч. Кондратьев, Васильев; Ю. Друнина, С. Орлов, Б. Слуцкий.

Основные черты военной прозы:

Это 3 этап развития военной прозы. В литературу вошли поэты и прозаики военного поколения, война для них совпала с моментом становления личности и стала основным фактором этого становления. Этот момент был для них и очень трагическим, и очень ярким («Я только раз бывала в рукопашной»). Это воспоминания и о потерях, и о самопожертвовании, подвиге и высоком смысле жизни. Война для них стала мерилом жизненных ценностей.

Особенности:

1. Усиление трагического начала. Литература разрабатывает очень острые коллизии трагического свойства. «Батальоны просят огня».

2. «Дегероизация» подвига – снижение пафоса при изображении героических событий, когда подвиг обрисовывают в очень приземленном духе, а не поэтизированном. Когда это героическое по своей сути действие вовсе не выглядит героическим внешне, а связано, наоборот, со сниженными деталями: грязью, кровью, болью. «Дожить до рассвета» Василь Быков.

3. Трансформация образа врага. На предыдущих этапах враг осмысливался как некая темная сила, которая рисовалась однозначно черной краской, без психологических подходов. Немец не воспринимался как человек. Это было естественно для тех лет. В 60-е гг. наступает момент для более аналитического осмысления образа врага. Появляется мотив «и немец тоже человек». Самый яркий пример ­- повесть Вяч. Кондратьева «Сашка».

4. Смещение, трансформация конфликта. Раньше – конфликт именно военного плана: свои – чужие. В 60-х – 70-х конфликт приобретает нравственные очертания, конфликт «в своем окопе» между людьми разных нравственных позиций. Василий Быков – повесть «Круглянский мост».

5. Расширение тематического диапазона. В 40-е гг. были темы, которые писатели предпочитали не затрагивать по соображениям этического характера. Например, трагедия ребенка на войне. Эта тема появляется в 60-е гг., еще появляется тема судьбы женщины на войне. В 70-е гг. появляются произведения, посвященные именно женщине на войне («А зори здесь тихие» Васильев, «У войны не женское лицо»).

6. Развитие темы преступления и наказания. Под преступлением здесь понимается предательство. Адамович «Каратели», В. Распутин «Живи и помни» - наиболее психологично.

 

 

Лекция 11 (27.04.2012)