Новомировское направление в литературе 60-х – 80-х гг.

Эволюция деревенской прозы

Предтеча – овечкинское направление 50-х гг. – прозрение общества, стремление увидеть и показать основные проблемы жизни деревни, наиболее острые и актуальные. Вопрос – как изменить жизнь деревни к лучшему. Город – сила прежде всего положительная, которая может помочь, это цивилизация, техника, которая вытащит деревню из нищеты.

Для деревенской прозы 60-х идеал – прошлое. Это труд, деревенская соборность, духовное и нравственное единство деревни, традиционных христианских ценностей. Поэтизировала христианский мир, видела в нем положительную сторону. Основная цель – это положительное начало закрепить в слове и тем самым сохранить.

3 этап – 1 половина 80-х гг. – этап отчаяния. Писатели ясно увидели, что идеал деревенской прозы невозвратим, он не соответствует общественному сознанию людей.

 

Лекция 10 (20.04.2012)

 

По идеологии близко к новомировской оппозиции, но не обязательно все эти писатели печатались в НМ. Относились Ю. Трифонов, И. Грекова, С. Залыгин, Ч. Айтматов, А. Солженицын, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Окуджава, Р. Рождественский.

Творчество Юрия Трифонова – самый новомировский писатель. Самое известное произведение – цикл «Московские повести»: «Обмен», «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь». Еще роман «Нетерпение» - о судьбах террористов народной воли (А. Желябов, С. Перовская), роман «Старик» - соединяет 2 временных пласта – эпоха гражданской войны и 70-е гг. Документальная повесть «Отблеск костра» - посвящена судьбе его отца – Валентина Трифонова. Роман «Дом на набережной» - события конца 40х гг. – борьба с космополитизмом.

В 70-е гг. был популярен и за рубежом, популярность определил роман «Нетерпение». А у нас он не удостоился особого внимания.

 

Повесть «Обмен». Напечатана в 1969 г. в журнале НМ (редко там печатался, т.к. были напряженные отношения с Твардовским). В ней создана система образов, которая потом будет варьироваться в остальных повестях цикла. Очень четкая композиция образов: 2 семейных клана со своими устоями и жизненными принципами, мировосприятием. 1 – Дмитриевы, дед – основа этого семейного древа, человек ленинской гвардии, революционер с дооктябрьским стажем. Революционный интеллигент, который стоял у истоков революции. В 30-е гг. осужден, затем реабилитирован. Очень порядочный человек, честный, очень образованный и тонкий в культурном смысле. Именно его влиянием определяется весь дух семьи Дмитриевых. Ксения Федоровна – его дочь – представитель интеллигенции следующего поколения, которая еще не отошла от ленинских принципов, поэтому дочь духовно полностью едина со своим отцом. По социальному положению она – «маленький человек интеллигенции» (основной герой новомировского направления), работает в библиотеке, любит английскую литературу. Дети ее – главный герой – Виктор Дмитриев и его сестра Лора. Лора идет путем именно своей семьи, путем сохранения нравственной чистоты, принципиальности, служения Родине, работы ради общественного блага. Для нее это искренний принцип. Виктор – более слабый человек, который не может быть последовательным в защите принципиальности, добра.

2 семья – Лукьяновы. Лена – жена Виктора Дмитриева. Центр этой семьи – отец Лены, его характер определяет нравственный строй этой семьи. Для них на 1 месте – материальные ценности, они очень практичны в быту, всегда могут что-то достать, с кем-то договориться. Для человека трифоновского поколения это низко, недостойно, это нарушение жизненных принципов. Лукьяновы – мещанство 60-х гг.

Виктор Дмитриев – центральная фигура, которая становится точкой приложения двух различных влияний этих семей. Изначальная суть характера Дмитриева связана с семьей Дмитриевых, он очень любил деда, уважал его принципы, в душе признает именно эти идеалы. Но их трудно воплощать в жизнь: для этого требуется воля, характер, твердость, у него этого нет. А лукьяновская позиция существенно облегчает жизнь человека. Главный герой постепенно становится конформистом, отходит от своих принципов – «олукьянивается». Тем более что жена его – Лена Лукьянова – очень волевой человек, он находится под ее влиянием. Он всегда с ней соглашается. Лена «вгрызалась в свои желания, как бульдог». Для Трифонова очень важно понятие быта – для него это и служебная жизнь человека, и отношения с семьей, друзьями, близкими. В понятие быт он включает бытие человека как таковое. Виктор стал первым в ряду сломленных бытом.

Основная сюжетная ситуация связана с обменом квартиры. Мать Виктора безнадежно больна. Жена решает, что нужно съехаться, жить вместе. Но раньше она была против того, чтобы жить с ней, а теперь Виктор должен поехать к матери и предложить ей жить в одной квартире. Мать сразу поймет, что рассчитывают на ее смерть, что она безнадежно больна и скоро умрет. Об этом знает только он. Сначала его реакция – резко негативная, но Лена своего добивается: он едет к матери и предлагает обмен, но что мать отвечает: «Обменяться? Ты уже обменялся, Витя». Произошел обмен ценностей в его душе: сыновние чувства обменяны на квартиру, нравственные принципы – на выгоду.

Образ дачного поселка Красных Партизан имеет большое значение. Этот поселок был специально построен для героев революции и ГВ. Для Трифонова это символ эпохи 20-30-х гг., когда в жизни были ленинские идеалы, когда был «отблеск костра» революции, для него это светлое время. По ходу действия повести он все с большей грустью думает об этом поселке. Он чувствует, что постепенно отошел от той жизни, тех идеалов, того светлого времени.

Когда Трифонов принес эту повесть в НМ, Твардовский предложил убрать отрывок о поселке, считал его сюжетно немотивированным. Но Трифонов за него боролся, он был ему дорог.

Смысл названия:

1. Сюжетный – речь идет об обмене квартир, в повести еще 1 человек совершает обмен квартир и делится опытом с Виктором.

2. Нравственный смысл: обмен ценностей: дружба на карьеру, сыновние чувства на бытовые условия. Особенно ярко – в сцене похорон деда. Сцена символична: прощание с идеалами ленинской гвардии, окончательный разрыв с прошлым. Символично поведение Виктора: он очень любил деда, он искренне грустит о его смерти, но по пути на кладбище он заезжает в магазин, чтобы купить рыбные консервы, которые нравятся Лене. А после похорон все расходятся по домам, узкий семейный круг едет на поминки. Виктор не едет, уходит вместе с Лукьяновыми.

3. Социально-исторический смысл: история как бы обменивает социальные типы людей, в ходе истории дмитриевский тип меняется на лукьяновский.

 

В повести показано и прошлое, и настоящее, будущее России (Дмитриевы – Виктор – Лукьяновы). В нем – переход . (Вестник «Вишневые сады в русской литературе ХХ в.» - 1 номер 2012 г.)

 

В творчестве Трифонова важна проблема идеала. Ставит вопрос: что может стать опорой для человека, чтобы он не поддался конформизму? С его точки зрения, нравственной опорой может быть память принципов отцов. Для него это память о ленинской гвардии. Это выражается, прежде всего, в романе «Старик» и повести «Отблеск костра».