Методы стимулирования поведения и деятельности, их характеристика.
План:
1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания».
2. Методы стимулирования поведения и деятельности.
1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания».
Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
Метод воспитания — это способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребенка в целях формирования всесторонне развитой личности.
Методы зависят от цели и содержания воспитания, они направлены на формирование и совершенствование личности, поэтому учет уровня развития воспитанников и зрелости коллектива — важные условия эффективного использования методов воспитания, зависящих также от уровня зрелости коллектива.
Прием воспитания — отдельный элемент метода.
Методы и приемы воспитания тесно между собой связаны и в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы.
Средства воспитания — целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут быть и те предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми (наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды деятельности, в которые вовлекаются учащиеся.
Функцию средств воспитания выполняют кинофильмы, произведения искусства, живое слово учителя-воспитателя, игры детей, общественная, физкультурно-спортивная работа и самодеятельность. Но их обязательно надо включить в определенную систему работы учителя-воспитателя для решения соответствующих воспитательных задач.
Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств и форм организации воспитательного процесса.
Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель считается с закономерностями и движущими силами воспитания, индивидуально-типологическими особенностями и уровнем воспитанности детей, с природой конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребенка определенного возраста.
На практике методы воспитания выступают в довольно сложном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Таким образом, в процессе воспитания детей учитель
ü применяет различные приемы и методы воздействия,
ü учитывает индивидуальные особенности и уровень воспитанности детей, характер педагогических ситуаций, которые требуют тех или иных решений в интересах как отдельных учащихся, так и класса в целом.
Методы воспитания можно подразделить на 4 основные группы:
· Методы формирования сознания (разъяснение, рассказ и беседа, пример)
· Методы формирования поведения (упражнение и приучение, режим дня, педагогические ситуации, система поручений, требование)
· Методы стимулирования (поощрение, наказание, корректировка, соревнование, постановка перспективы, метод «взрыва»)
· Методы самовоспитания
2.Методы стимулирования
1. Поощрение
2. Наказание
3. Корректировка
4. Соревнование
5. Постановка перспективы
6. Метод «взрыва»
1. Поощрение — такое педагогическое воздействие на ребенка, когда воспитатель выражает положительную оценку поступков, поведения отдельного ученика (или коллектива). В школе наиболее распространенными видами поощрений являются
ü похвала,
ü благодарность,
ü различные виды наград.
Поощрение окажет большое воспитательное воздействие на детей, если учитель учтет при оценке их деятельности не только результат, но и пути, способы, при помощи которых ученики достигли этих результатов.
В использовании поощрений важно учитывать особенности характера ученика. В поощрении особенно нуждаются дети несмелые, неуверенные. Положительная оценка труда, поведения, поступков укрепляет у них веру в свои силы, поднимает на новую ступень нравственного развития.
Поощрение направлено на совершенствование ребенка. Формы подобного воздействия должны быть максимально подвижными, динамичными, чтобы вызвать у детей стремление руководствоваться высокими нравственными мотивами.
2. Наказание — мера воздействия на воспитанников или детский коллектив, совершивших тот или иной проступок. Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво:
ü сторонники авторитарной педагогики выступали за широкое применение наказаний, включая телесные; они считали наказание не столько средством воспитания, сколько средством управления детьми;
ü последователи теории свободного воспитания отвергали любые наказания.
А.С. Макаренко утверждал, что разумная система наказаний помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, закаляет волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.
Среди педагогов-практиков и в настоящее время нет полного единодушия в отношении к наказанию.
В школе наказание может принимать формы
ü словесного осуждения (замечание, порицание, предложение встать у парты, у доски, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе директора);
ü естественных последствий;
ü ограничения в правах;
ü изменения отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. Такое наказание целесообразно в том случае, когда ученик дорожит хорошими отношениями с воспитателем и своими товарищами.
Не рекомендуется наказывать учащихся трудом.
Умелое применение наказаний возможно при соблюдении
учителем следующих педагогических требований к ним:
ü наказание не должно причинять физическое страдание;
ü оно имеет смысл в том случае, если наказуемый понимает, что он нарушил интересы коллектива;
ü наказание накладывается в том случае, если ученик сознательно нарушает требования коллектива;
ü наказание может в некоторых случаях отменяться;
ü наказание должно воспитывать — это значит, что оно сопровождается и другими мерами воздействия: разъяснением, изменением режима и т.д.
3.Младший школьник особенно нуждается в корректировке его поступков и действий. Эта корректировка может проводиться путем одобрения илипорицания. Характер одобрения и порицания может быть разный и зависит от индивидуальных особенностей детей и педагогической ситуации.
4. Соревнование содействует развитию творческих сил и повышению активности учащихся в различных видах деятельности (труде, общественной работе) и предполагает равнение на передовых, помощь отстающим и на этой основе достижение более высоких показателей своей работы.
Соревнование может быть индивидуальным и коллективным. Условия действенности соревнования:
ü вызвать у детей желание принимать в нем участие,
ü умело настроить детей на участие в соревновании;
ü перед соревнующимися должны выдвигаться все новые привлекательные цели,
ü условия должны быть доступными,
ü оформление соревнования — красочным.
Действенность соревнования повышается, если его итоги регулярно подводятся.
5. Стимулирует деятельность ребенка постановка перспективы, которая создает настроение радостного ожидания, способствует напряжению всех сил для достижения поставленной цели.
Постановка перспективы нужна как для развития каждого ребенка, так и для коллектива.
Широко использовал в практике своей работы перспективу А.С. Макаренко, считая, что коллектив нужно обязательно стимулировать ожиданием завтрашней радости, так как оно побуждает к напряжению сил в борьбе за перспективу, создает настроение ожидания чего-то радостного и значительного.
6. К группе методов стимулирования относится также метод "взрыва", которым А.С. Макаренко называл доведение конфликта до последнего предела.
Суть метода "взрыва" состоит в том, чтобы по-иному довести до сознания ребенка его положение в коллективе, дать ему остро почувствовать, что коллектив им недоволен. "Взрыв" должен заставить ребенка пережить это состояние в коллективе и возбудить потребность стать лучше, принять требование коллектива.
"Взрыв" не обязательно предполагает гнев и выражение недовольства. Но его применение должно сопровождаться
ü неожиданностью,
ü внезапностью воздействия,
ü сильным эмоциональным впечатлением.
А.С. Макаренко убедительно показал эффективность этого метода при условии высочайшей осторожности и педагогического мастерства.