Методыформирования поведениявоспитанников, их характеристика.
План:
1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания».
2. Методы формирования поведения.
1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания».
Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
Метод воспитания — это способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребенка в целях формирования всесторонне развитой личности.
Методы зависят от цели и содержания воспитания, они направлены на формирование и совершенствование личности, поэтому учет уровня развития воспитанников и зрелости коллектива — важные условия эффективного использования методов воспитания, зависящих также от уровня зрелости коллектива.
Прием воспитания — отдельный элемент метода.
Методы и приемы воспитания тесно между собой связаны и в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы.
Средства воспитания — целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут быть и те предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми (наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды деятельности, в которые вовлекаются учащиеся.
Функцию средств воспитания выполняют кинофильмы, произведения искусства, живое слово учителя-воспитателя, игры детей, общественная, физкультурно-спортивная работа и самодеятельность. Но их обязательно надо включить в определенную систему работы учителя-воспитателя для решения соответствующих воспитательных задач.
Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств и форм организации воспитательного процесса.
Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель считается с закономерностями и движущими силами воспитания, индивидуально-типологическими особенностями и уровнем воспитанности детей, с природой конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребенка определенного возраста.
На практике методы воспитания выступают в довольно сложном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Таким образом, в процессе воспитания детей учитель
ü применяет различные приемы и методы воздействия,
ü учитывает индивидуальные особенности и уровень воспитанности детей, характер педагогических ситуаций, которые требуют тех или иных решений в интересах как отдельных учащихся, так и класса в целом.
Методы воспитания можно подразделить на 4 основные группы:
· Методы формирования сознания (разъяснение, рассказ и беседа, пример)
· Методы формирования поведения (упражнение и приучение, режим дня, педагогические ситуации, система поручений, требование)
· Методы стимулирования (поощрение, наказание, корректировка, соревнование, постановка перспективы, метод «взрыва»)
· Методы самовоспитания
2.Методы формирования поведения
1.Упражнение и приучение
2. Режим дня
3. Педагогические ситуации
4. Система поручений
5. Требование
1. Упражнение — это организация жизни, разумной, целеустремленной и разносторонней деятельности детей в соответствии принятыми в обществе нормами и правилами.
Упражнение включает в себя многократное повторение определенных действий и поступков. Упражнение не следует понимать только как механическое повторение одних и тех же действий, хотя без него нельзя выработать привычку. Упражнение для ребенка — сознательный, творческий процесс. В результате упражнений вырабатываются умения и навыки, привычки, новые знания, развиваются умственные способности. Для того чтобы сформировать прочные навыки и привычки учитель в организации упражнений придерживается следующих правил:
ü учащиеся должны понимать сущность и значение того качества, которое мы хотим воспитать;
ü знать, что следует сделать и как делать;
ü для выработки навыков и привычек требуется определенное время, которое зависит от индивидуально-типологических особенностей детей.
Приучение состоит из ряда последовательных действий, которые должен усвоить ученик:
ü показ, как выполняется то или иное действие (убрать со стола, дежурить в классе),
ü закрепление правильных действий под непосредственным наблюдением учителя или родителей.
2. Режим дня — порядок чередования различных видов деятельности и отдыха. Устанавливается с учетом возрастных анатомо-физиологических особенностей детей.
Предусматривает
ü определенную продолжительность учебных и неучебных занятий, сна и отдыха,
ü регулярные приемы пищи,
ü выполнение правил личной гигиены.
Здоровый режим дня школьника повышает работоспособность, благоприятно сказывается на успеваемости, пробуждает интерес к творческой деятельности, обеспечивает нормальное физическое развитие детей.
Особо важное значение режим имеет для младшего школьника, так как у него еще недостаточно сформированы организованность, дисциплина, воля и настойчивость. Режим дня в школе и семье, четкое распределение видов деятельности по времени заставляют учащихся повторять и закреплять положительные действия и поступки, управлять своими желаниями.
3. Функцию упражнения и приучения выполняют и специально организованные педагогические ситуации, в которых проявляют себя учащиеся.
Наиболее эффективны для младших школьников игровые ситуации.
Создание специальных ситуаций будет эффективным, когда "учитель четко поставит цель, расчленит ее на операции и спланирует отдельные действия и их исполнение. Игровые ситуации помогают выработать навыки и привычки дисциплины, культуры поведения, приучает его жить и работать по законам коллектива, чувствовать свою причастность к конкретным делам в классе, в школе, в обществе.
4. Важную роль в организации воспитательной работы играет система поручений.
Педагогу необходимо соблюдать определенные условия в процессе организации поручений:
ü ученики должны знать об общественной значимости поручений, понимать важность и необходимость тех дел, которые поручает им коллектив;
ü поручения следует давать в соответствии с интересами, склонностями и возможностями каждого ребенка;
ü нельзя ограничиваться только распределением поручений — надо научить каждого учащегося их выполнять.
5. Требование — один из основных методов педагогического влияния. Исследователи разработали целую систему требований учителя к учащимся:
ü прямое непосредственное требование;
ü косвенное требование.
ü Виды косвенных требований:
ü требование-совет;
ü требование в игровом оформлении;
ü требование доверием;
ü требование выражением недоверия;
ü требование-просьба;
ü требование-намек;
ü требование-одобрение;
ü требование-осуждение;
ü условное требование.
Эффективность предъявляемых требований зависит также от того, насколько учитель учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка, ситуацию, в которой он оказался, цель, которой добивается учитель, и др.
Лекция 5