Лекция 14
Домашняя самостоятельная работа учащихся начальных классов, требования к ее организации.
План:
1. Понятие и характеристика домашнего задания.
2. Дидактические правила определения содержания домашнего задания.
3. Проблемы, связанные с домашним заданием.
1. Понятие и характеристика домашнего задания.
Обучение - это специально организованный целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся, направленный на формирование ЗУН, научного мировоззрения, на развитие умственных сил и закрепления навыков самообразования.
Домашнее задание — составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после классных занятий.
Выделяют шесть главных целей домашних заданий:
1. Усвоение фактического материала. В первую очередь здесь предлагается закрепление знаний и навыков, полученных на уроке. Это достигается различными письменными упражнениями, решением задач, работой над текстом учебника, наблюдениями за окружающими явлениями.
2. Усвоение знаний в системе.Имеются в виду такие задания которые требуют установления причинно-следственных и других связей и отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательность событий, классифицировать фактические данные.
3. Формирование обобщения.Здесь речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Ученик должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.
4. Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и во внеклассной работе.
5. Контроль знаний учащихся.Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся требуется не только знание фактов и понятий, но и достаточно глубокое их осознание, умение применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи и т. д.
6. Нравственное воспитание учащихся. Речь идет о заданиях; специально направленных на формирование научного мировоззрения учащихся и на нравственное воспитание их. Несомненно, что почти все виды заданий способствуют решению этой задачи, но в данном случае учитель подчеркивает специальную цель и при проверке задания акцентирует на ней внимание учащихся.
Домашние задания можно подразделить на три группы:
ü устные (изучение материала учебника, заучивание стихотворений, правил);
ü письменные (выполнение письменных упражнений, решение задач, написание сочинений и т.д.);
ü учебно-практические (проведение опытов, наблюдений, изготовление деталей, моделей).
Важным вопросом организации домашней работы учащихся является ее объем. Учащиеся разных классов должны затрачивать различное время на выполнение домашних заданий. С учетом гигиенических и педагогических требований к организации умственных занятий учащихся определено, что домашние задания1 даются учащимся с учетом возможности их выполнения:
I класс — домашних заданий нет;
II класс — 1 час;
III касс — 1 час;
IVкласс — 1,5 часа.
2. Дидактические правила определения содержания домашнего задания.
Некоторые дидактические правила определения содержания домашних заданий:
ü в содержание домашнего задания входит материал, имеющий существенно важное значение для усвоения знаний. Это указывает на то, что второстепенное, несущественное с точки зрения науки, практики, жизни не должно входить в содержание задания;
ü очень важно разрабатывать домашние задания, их содержание и объем при планировании всей темы. В, этом случае задания будут разнообразными и явятся органической частью учебного материала, изучаемого в классе. При таком порядке можно правильно сочетать изучение теоретического материала с практическими заданиями;
ü для повышения активности учащихся при выполнении, задания важно включать в содержание заданий некоторые новые действия.
ü успешное выполнение учениками домашних заданий во многом будет зависеть от качества работы учителя.
Ему прежде всего важно понять, что ученики не смогут успешно справиться с заданием, если не будут знать, как его выполнить. Поэтому каждое задание должно сопровождаться инструктажем, формы которого могут быть следующие:
ü простое указание выполнить задание тем способом, который применялся ранее;
ü объяснение задания на двух-трех примерах;
ü разбор в классе наиболее трудных сторон домашнего задания;
ü разъяснение требований к работе и методов выполнения заданий. Важно иметь в виду следующее: чем младше учащиеся, тем точнее и детальнее должен быть инструктаж.
3. Проблемы, связанные с домашним заданием.
В истории отечественной школы отношение к домашним заданиям не было одинаковым.
Сразу после революции домашние задания были запрещены. Практика работы школы показала ошибочность этого подхода, и начиная с 30-х гг. в связи с общим упорядочением работы школы домашние задания вводятся как составная часть учебной работы школьников.
Введение домашних заданий положительно повлияло на обучение и воспитание учащихся. Но в последние годы в связи с ростом и усложнением содержания учебного материала постепенно возрастал и объем домашних заданий учащихся. Причин перегрузки школьников домашними заданиями много. Но самой главной из них следует считать слабую осведомленность многих учителей в вопросах детской физиологии и психологии.