Каталоги сайтов (обзор)

Искусство поиска в сети Интернет

Введение в тему: поисковые системы и каталоги

Интернет – хаос

Но найти в нем кое-что можно!

Интернет - гигантское хранилище информации. Множество страниц, ценных и не очень, существуют безо всякого порядка и связанны между собой только случайными ссылками, зависящими от квалификации и личных пристрастий авторов сайтов.

И, тем не менее, в сети Интернет вполне можно ориентироваться, находить за минуты нужные документы.

Для поиска информации в сети Интернет сейчас существует два основных инструмента - поисковые системы и каталоги. Это мощные средства, благодаря которым, все богатство накопленных человечеством знаний уже у Вас в руках!

Осталось разобраться как они работают. Начнем.

Путеводители по сети, создаваемые людьми.

Каталоги - традиционное средство организации информации.Наверное всем нам приходилось встречаться с библиотечными каталогами, каталогами товаров. Каталоги используются во множестве систем. Практически везде, где необходимо хранить и организовывать информацию.

Одна из основных задач, с которой сталкиваются составители каталогов - создать естественную, интуитивно понятную рядовому пользователю рубрикацию. К сожалению, данную задачу можно решить только с той или иной степенью приближения. Мир непрерывен, строгих границ в нем не существует. Один и тот же сайт можно рассматривать под разными углами зрения и видеть разные его функции.

Например, куда бы вы отнесли сайт интернет-магазина, торгующий детскими игрушками? В торговлю? В сайты, посвященные детям? А если на этом сайте расположены еще и статьи о пользе развивающих игр? В раздел педагогики?

Совсем не факт, что логика пользователя будет такой же, как логика редактора. Пользователь не обязательно будет искать ссылку на сайт в том разделе, куда он помещен редактором.

Неоднозначность структуры - это явный минус каталожной организации информации (хотя он и несколько сглаживается тем, что в каждом крупном каталоге реализован поиск по каталогу).

Второй недостаток каталогов заключается в том, что их делают люди. Их полнота и качество зависят от количества и квалификации людей, занятых работой в каталоге, их личных вкусов и пристрастий. Неровность наполнения рубрик - характерная черта всех каталогов.


Трудоемкость ручной рубрикации ограничивает объем каталогизируемой информации. Для сравнения - самый большой каталог Рунета, организуемый "вручную" (Рунет - сокращенно русскоязычный Интернет), расположенный на популярном портале http://mail.ru, содержит около 120 тысяч сайтов, тогда как Яндекс (крупнейшая русская поисковая система) автоматически проиндексировал и занес в свою базу данных около миллиона сайтов (данные на апрель 2004 года).

Главный плюс каталога в том, чтоинформация в нем хранится упорядоченно, в соответствии с элементарной человеческой логикой.

Релевантность (степень соответствия результатов поиска запросу пользователя) найденных страниц при поиске в каталоге обычно на порядок выше, чем при поиске поисковыми системами.