Школа и педагогика России XIX в. Формирование педагогической антропологии во второй половине XIX в.

План:

1. Развитие народного образования в России XIX в.

2. Отечественная педагогическая мысль первой половины XIX в.

3. Формирование педагогической антропологии. К.Д. Ушинский.

 

В 1802 – 1804 годах была проведена либеральная и очень значимая для отечественной истории реформа образования в России. В 1802 году было создано Министерство народного просвещения. Первый министр – Петр Васильевич Завадовский (1739-1812), возглавлявший при Екатерине II Комиссию по учреждению школ. В 1804 году был принят Устав учебных заведений, подведомых университетам. Сложилась четырехступенчатая структура государственного образования:

• Университеты

• Гимназии

• Уездные училища

• Приходские школы

В этот же период активно развивались частные учебные заведения, лицеи. Самые знаменитые из них:

• Ришельевский лицей (потом университет) в Одессе

• Ярославский лицей

• Царскосельский лицей (1811-1917).

Министр просвещения Сергей Семенович Уваров, возглавлявший Академию наук (возглавлял министерство с 1833 по 1849 гг.) сформулировал лаконичную триаду приоритетных направлений развития образовательной политики в России: Православие – Самодержавие – Народность. Каждое из этих слов несло самостоятельную содержательную нагрузку, обозначенные идеи реализовывались на всех ступенях образовательной системы России.

Устав средних школ 1864 года провозглашал: «В гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний без различия профессий и верований их родителей». Характеристики этого устава:

• Создание гимназий классического и современного образования с 7-летним курсом обучения

• Прогимназия (4 года) – неполное среднее образование

Устав по начальном образованию того же 1864 года предполагал сосуществование министерских, земских и частных школ (Александр II)

Первая половина XIX века с позиций развития педагогической мысли характеризуется диалогом-оппозицией западников и славянофилов. Западники защищали идею заимствования моделей западноевропейской образованности (В.Г. Белинский, В.Ф. Одоевский). Славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, С.П. Шевырев) проповедовали самобытность исторического пути русского народа, в качестве воспитательного идеала пропагандируя религиозность, нравственность, любовь к ближнему.

Значительную роль в развитии педагогической мысли сыграл Николай Иванович Пирогов (1810-1881). Выдающийся хирург был попечителем Одесского учебного округа (1856), возглавлял Киевский учебный округ (1858-1861). Н.И. Пирогов выделял два рода воспитания: общечеловеческое и специальное, делая акцент на общем для всех, духовно-нравственном воспитании: «Быть человеком – это значит научиться с ранних лет подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной».

Ведущие педагогические идеи Н.И. Пирогова:

• Внесословное, бесплатное и обязательное на начальной ступени образование.

• Классицизм (древние языки, родной язык, история и математика).

Во второй половине XIX века в России формируется научная педагогика, основоположником которой является К.Д. Ушинский (1824 – 1870). К.Д. Ушинский обобщил и систематизировал педагогическое знание, сложившееся к середине XIX века, и создал педагогическую антропологию, которая затем развивалась в различных направлениях (культурно-антропологическое (П.Ф. Каптерев), христианско-антропологическое (В.В. Зеньковский) и др.). Ушинский утверждал, что педагогика стоит на фундаменте обширного круга антропологических наук: анатомии, физиологии, психологии, логики, философии, географии, статистики, политэкономии, истории. Главный обобщающий педагогический труд К.Д. Ушинского – «Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии».

 

Основные вехи жизненного и профессионально-педагогического пути К.Д. Ушинского:

• Окончил Московский университет

• Преподавал в Ярославском юридическом лицее

• 1859 г. – инспектор Смольного женского института

• 1860-1862 – редактор «Журнала министерства просвещения».

Ведущие идеи К.Д. Ушинского:

• Принцип народности

• Принцип научности

• Приоритет родного языка в образовании

• Труд как ведущий фактор развития личности.

В области методики К.Д. Ушинский тоже сделал немало, обогатив современную педагогику учебными книгами, которые переиздаются по сей день: «Родное слово» и «Детский мир».

Таким образом, можно утверждать, что XIX век, который называют золотым веком русского искусства, был таковым же и для русской педагогики.

В XIX веке был предпринят ряд школьных реформ, которые созидали систему государственного просвещения с ориентацией на принципы преемственности, бессословности; система эта была проста по иерархии и управлению, что также является ее достоинством.

Развитие педагогической мысли первой половины XIX века повлекло за собой создание научной педагогики в России. К.Д. Ушинский обосновал своеобразие педагогических идей, содержания национального образования, создал педагогическую антропологию, что дает основания считать его основоположником отечественной научной педагогики.

 

Тестовые задания к лекции № 7

1. Кто автор цитаты? «Труд, как мы его понимаем, есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее для достижения той или другой истинно человеческой цели в жизни».

А) В.Г. Белинский

Б) К.Д.Ушинский

В) В.Ф. Одоевский

Г) Н.И. Пирогов

2. Выберите названия трудов К.Д. Ушинского:

А) Труд в его психическом и воспитательном значении

Б) Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии

В) Родное слово

Г) Сельская школа

Д) Педагогическая поэма

3. Первым министром просвещения в России был:

А) М.В. Ломоносов

Б) С.С. Уваров

В) П.В. Завадовский

Г) К.Д. Ушинский

4. Сколько ступеней образования было создано в результате образовательных реформ 1802-1804 гг.?

А) три

Б) четыре

В) пять

Г) шесть

5. Согласно реформе 1804 года учебные заведения были подведомственны:

А) лицеям

Б) университетам

В) кадетским корпусам

Г) различным министерствам

6. Н.И. Пирогов возглавлял

А) народную школу

Б) Министерство образования

В) учебный округ

Г) университет

Список литературы:

1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала ХХ в. М.: Просвещение, 1990.

2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М.: Просвещение, 1987.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 2007.

4. История педагогики. С XVIII века до середины ХХ века. Часть 2. /Под ред. А.И.Пискунова. М., 2005.

5. Латышина Д.И. История педагогики. М.: Гардарики, 2005.

6. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 2-я половина XIX в. /Под ред. А.И.Пискунова. М., 1976.

7. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII – начало XIX в. /Под ред. М.Ф.Шабаевой. М., 1973.

8. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1952.

9. Православная педагогика в России. Учебное пособие. Владимир, 1998.

10. Рачинский С.А. Сельская школа. М., 1991.

11. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1. М., 1993. Т.2. М., 1999.

12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. М., 1988-1990.

13. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1974.