Политические партии: понятие, основные черты
Партии в современном понимании являются относительно молодыми общественными институтами, хотя термин «партии» употреблял еще Аристотель.
Буквальное значение понятия партия (от лат. part — часть) — группа, часть более крупной общности. Ранее термин использовался для обозначения групп, соперничающих между собой в сфере власти, аристократических группировок. Например, в Древней Греции существовали "партия жителей горы" и "партия равнины", в Древнем Риме — "партия Цезаря" и "партия Суллы".
Формирование современных партий произошло в период развития буржуазных отношений в Европе и связано с развитием парламентаризма и представительной демократии в Европе и США в конце XVIII-XIX вв.
Специалисты выделяют следующие этапы в истории становления современных политических партий:
• партии как аристократические группировки — XVII-XVIII вв. (например, «виги» и «тори» в Великобритании);
• партии как политические клубы, так называемый клубный период — конец XVIII - начало XIX в. (например, «якобинский клуб» во Франции);
• современные массовые партии как партии определенного класса — вторая половина XIX в.
Перечисленные этапы в своем развитии полностью прошли английские партии: виги (либеральная) и тори (консервативная). Первой массовой партией в Европе считается основанное в 1861 г. «Либеральное товарищество» в Англии. Непродолжительный исторический период становления политических партий в России характеризовался некоторым запаздыванием, активное формирование партий началось в начале XX в., в «думский период».
Существуют разные подходы к определению понятия «партия»:
• либеральный: партии — это группы людей, придерживающиеся одной идеологии (союз единомышленников);
• классовый: партия — авангард определенного класса;
• институциональный: партия — организация, действующая в системе государственной власти.
Остановимся на следующем определении современной партии.
Партии — это добровольные общественно-политические организации, созданные и действующие на идеологической основе, ориентированные на завоевание либо соучастие во власти на государственном уровне.
Более конкретно сущность партии можно понять с помощью ее признаков.
Выделяются следующие основные признаки партий:
• борьба за власть, стремление к осуществлению или соучастию во власти;
• организация (структурированность, устойчивость, управление);
• наличие Программы и устава;
• наличие аппарата управления;
• носитель определенной идеологии;
• наличие социальной опоры в обществе, поиск общественной поддержки;
• постоянство, долговременность существования (по сравнению, например, с политическим движением).
Партии, по сравнению с движением, являются единственными в политической системе чисто политическими организациями, всегда ведущими борьбу за власть и имеющими развернутую идеологию.
Движение — компактное сообщество больших групп людей, объединяющихся на основе общих социальных, экономических, политических, и духовных интересов, и не ведущее непосредственную борьбу за власть.
Движения объединяются на основе одной общей идеи (а не развернутой идеологии) и отличаются по одному наиболее существенному признаку: идеологическому — социалистическое, либеральное, консервативное, фашистское, религиозное; национальному — интернациональное, национально-освободительное, национально-сепаратистское; классовому — рабочее, крестьянское, буржуазное, дворянское; половозрастному — женское, молодежное, движение ветеранов и т. д.
Партии занимают особое место в обществе. С одной стороны, они представляют собой институты политической системы общества, как политические организации. С другой стороны, они, как негосударственные общественные объединения, выражающие интересы различных групп населения, выступают в качестве структур гражданского общества. Партии являются необходимым атрибутом демократического общества, поскольку соответствуют плюралистической социальной структуре общества, многообразию социальных групп и интересов в обществе.
Выделим основные функции, которые выполняют партии в современной общественной системе:
• выявление и выражение интересов различных групп общества;
• функция посредничества между государством и обществом;
• функция власти (соучастие во власти, осуществление власти);
• интеграция и консолидация интересов различных групп общества;
• стабилизация политической системы;
• легитимация (законность) власти;
• идеологическая функция (выражение определенной идеологии);
• теоретическая (формулировка стратегии, программы развития общества);
в формирование политической элиты;
• социализация личности.
Политические партии можно классифицировать по различным критериям: по организационному принципу, по идеологии, по степени радикализма, типу руководства.
По организационному принципу различают кадровые и массовые партии и партии движенческого типа.
Кадровые партии характеризуют следующие черты:
• небольшое количество членов (обычно — это узкая группа профессиональных политиков);
• свободное членство, т. е. отсутствие механизма вступления в партию;-
• отсутствие жесткой партийной дисциплины;
• отсутствие членских взносов;
• ориентация на выборы.
Классическим_примером кадровых партий могут служить консервативная и либеральная партии Великобритании. Это парламентские партии, состоящие из профессиональных политиков. Известный французский политолог Дюверже назвал их партиями «нотаблей». Наряду с авторитетными политиками в их состав обычно входят «олигархи-финансисты», владельцы крупных корпораций, финансирующих избирательную кампанию.
Массовые партии отличаются следующими чертами:
• большое количество членов, массовость;
• фиксированное членство (наличие механизма вступления в партию);
• наличие партийной дисциплины;
• наличие членских взносов;
• наличие партийного аппарата, партийной бюрократии;
• ориентация на определенный класс.
Классическим примером массовой партии является лейбористская партия Великобритании. В массовые партии могут вступать как отдельные лица, так и целые коллективы. Поэтому различают партии с коллективным и индивидуальным членством. Например, упомянутая лейбористская партия Великобритании формировалась из нескольких профессиональных союзов, как коллективных членов.
Партии движенческого типа сочетают в себе черты кадровых и массовых партий, их формирование характерно для современного периода. Западноевропейские политологи часто говорят, что сегодня на смену «классовым партиям» пришли «народные партии», которые характеризуются:
• массовостью;
• свободным членством;
• отсутствием жесткой дисциплины;
• надклассовым характером, т. е. выражающие не интересы определенного класса, а общенародные, надклассовые позиции.
По типу руководства различают партии с коллективным, единоличным и харизматическим (партии вождистского типа) руководством.
По характеру идеологии можно выделить партии социалистической (левые), либеральной и консервативной (правые) направленности.
По степени радикализма различают радикальные (крайне левые, крайне правые), умеренные и центристские партии.
По отношению к власти выделяют партии власти и оппозиционные партии.
Многопартийность и современные партийные системы
Наличие и функционирование в обществе политических партий называется многопартийностью.
Многопартийность является одним из атрибутов демократической политической системы.
Необходимость многопартийности возникает из попыток привести партийную структуру в соответствие с плюралистической социальной структурой общества.
Очень важно учитывать разницу между понятиями «многопартийность» и «партийная система», которые очень часто отождествляются.
Партии как институт политической системы и формирование многопартийности — явление исторически более раннее. Становление же партийных систем требует времени и обычно связано с целым рядом условий. Как считают многие современные исследователи, проблема состоит в том, что любая партийная система может действовать только «на основе определенной организационной модели». Эта модель, по мнению ученых, определяется многими факторами: количеством и качеством политических партий, национальными особенностями их формирования, реальным положением (статусом) партий, а также их «коалиционными возможностями». Кроме того, на характер партийной системы большое влияние оказывают действующее законодательство (в первую очередь избирательные законы), социальная структура общества, социокультурные традиции.
В государстве могут одновременно функционировать единицы, десятки и сотни партий, однако участвуют в управлении государственными делами, как правило, несколько партий.
В зависимости от количества партий, участвующих в управлении, в современных государствах различают следующие типы многопартийных структур — партийных систем:
• двухпартийная коалиция — две сильные партии, каждая из которых способна самостоятельно управлять, имеет большинство в парламенте и другую партию в качестве оппозиции (так происходит в Великобритании, США);
• модифицированная двухпартийная коалиция — ни одна из двух партий не имеет абсолютного большинства в парламенте и должна, чтобы сформировать правительство, войти в коалицию с меньшей, третьей (Германия);
• классическая многопартийная коалиция — когда ни одна из партий не располагает большинством в парламенте, не способна самостоятельно управлять. В этом случае создаются коалиции, а однопартийное правительство меньшинства вынуждено искать компромисса с другими партиями (Италия);
• коалиция доминирования — одна партия осуществляет власть на протяжении длительного периода (чаще при отсутствии сильной оппозиции); партия соблюдает принцип «общенародности», самоопределения с надклассовых категорий, деятельности в различных социальных группах (Швеция);
• коалиция кооперирования— несколько наиболее сильных партий долго и устойчиво сотрудничают в осуществлении власти.
Многопартийность является одним из основных условий демократичности политической системы. Но не каждая многопартийная система демократична. Основным фактором, определяющим развитие демократического процесса, являются тесная связь политических партий с широкими и представительными социальными силами, адекватное выражение партиями интересов этих сил и народных масс в целом.
Политические партии и особенности многопартийности в современной России
Многопартийность в России стала реальностью наших дней. Начало этому процессу было положено в конце 1980-х годов, когда в обстановке кризиса советской политической системы происходит формирование новых политических партий и общественно-политических движений, разрушавших установившуюся монополию правящей коммунистической партии. Тогда же возникают народные фронты в Прибалтике, являвшиеся первыми независимыми массовыми организациями. Своей кульминации поляризация политических сил достигла весной-летом 1990 г., когда оппозиции удалось добиться отмены 6-й статьи действующей Конституции, закреплявшей особую роль КПСС в государственной системе СССР. В июле 1990 г. состоялся последний в истории партии XXVIII съезда КПСС. На начало 1991 г. Министерство юстиции СССР зарегистрировало 312 независимых общественных объединений.
Особенностью формирования многопартийности в первые постсоветские годы являлось то, что никакой принципиальной разницы между «партиями», «движениями» и «объединениями» не существовало. Так, перед парламентскими выборами 1996 г. из четырех крупнейших политических образований России, два — КПРФ и ЛДПР — были зарегистрированы как партии, одно — НДР — как движение и одно — «Яблоко» — как общественное объединение.
Такое положение объяснялось тем, что в России до 2001 г. не было закона о партиях, и деятельность всех этих объединений регулировалась Федеральным законом 1995 г. «Об общественных объединениях», фактически уравнивавшем в правах партии, движения и другие общественно-политические объединения. Именно поэтому в феврале 2001 г. на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ был представлен Президентом РФ проект нового закона о политических партиях, основная цель которого заключалась в создании более жестких правовых рамок для (функционирования партий в России.
Принятый Государственной Думой 21 июня и одобренный советом Федерации 29 июня 2001 г. Федеральный закон «О политических партиях» предусматривал более четкое юридическое разграничение партий и других общественных организаций, сокращение числа партий, новые условия их финансирования и функционирования. Впоследствии, в 2002-2005 гг., в этот закон были внесены существенные изменения, уточняющие понятие политической партии, ее структуру, порядок образования и государственной регистрации, ее права и обязанности, участие политических партий в выборах и референдумах.
В новом законе политическая партия определяется как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Согласно закону:
• политическая партия должна иметь региональные объединения более чем в половине субъектов Российской Федерации, при этом в субъекте РФ может быть создано только одно региональное отделение политической партии;
• в политической партии должно состоять не менее пятидесяти тысяч членов политической партии, при этом более чем в половине субъектов РФ политическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менее пятисот членов политической партии. В остальных региональных отделениях численность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членов политической партии.
Основными целями политической партии в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» являются:
• формирование общественного мнения;
• политическое образование и воспитание граждан;
• выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
• выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, выборных должностных лиц и в представительные органы муниципальных образований;
• участие в работе избранных органов государственной власти и органов муниципальных образований.
Закон запрещает создание и деятельность политических партий, цели и действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.
Особенно важными с точки зрения реализации общепринятых принципов функционирования и основных задач публичной власти в современном демократическом государстве представляются те положения Федерального закона «О политических партиях», которые запрещают деятельность политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных организациях.
В новом законе уточнены права и обязанности политической партии.
В нем говорится, что политическая партия вправе:
• свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;
• участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;
• участвовать в выборах и референдумах;
• создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации;
• организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;
• учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;
• пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;
• создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;
• защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;
• устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;
• осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством РФ и уставом политической партии.
Выборы и избирательные системы. Особенности избирательной системы РФ
Выборы и избирательное право
Сегодня в мире трудно найти страну, где не проводились бы выборы. Выборы в органы политической власти в современном обществе представляют собой крупное социально-политическое мероприятие, основная цель которого — воспроизводство политической элиты, легитимное воссоздание общественного представительства в системе государственного руководства и управления.
В самом общем смысле выборы — это избрание с помощью голосования представительных органов власти, должностных лиц, руководителей организации.
Выборы в органы власти составляют сердцевину демократического политического процесса, являются результатом долгого и противоречивого исторического поиска лучшей модели формирования и функционирования публичной власти. Но не все выборы можно назвать демократическими.
Демократические выборы базируются на правовых нормах, в совокупности называемых избирательным правом.
Избирательное право подразделяется на объективное и субъективное.
Объективное избирательное право — это совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и местного самоуправления.
Субъективное избирательное право — одно из основных политических прав граждан, подразделяемое, в свою очередь, на активное и пассивное избирательное право.
Активное избирательное право — это право участвовать с решающим голосом в формировании выборных органов государственной власти и местного самоуправления (т. е. право избирать).
Пассивное избирательное право — это право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.
Избирательное право включает в себя принципы и условия участия в формировании избирательных органов, организацию и процедуру самих выборов, а также порядок отзыва выборных лиц.
Принципы избирательного права — основные начала, которые определяют характер и направление правового регулирования всего комплекса отношений, складывающихся в процессе выборов. Эти принципы обычно определяются конституцией и избирательным законодательством страны. Так в РФ действует принятый Государственной Думой 22 мая 2002г. и одобренный Советом Федерации 29 мая 2002 г. Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (последняя редакция закона от 29 июня 2005 г.), который определяет основные принципы избирательного права в России.