Планирование освоения новых видов изделий
Эффективность ассортимента, прежде всего, зависит от количества новых товаров, находящихся в портфеле ноу-хау предприятия.
В процессе планирования освоения новых изделий необходимо установить, почему одни товары отвергаются рынком, в то время как другие товары длительное время пользуются спросом у покупателей.
Среди причин неудач, постигающих новые продукты, называют: недостаточный анализ рынка; дефекты самого продукта; более высокие, чем предполагались, издержки; нечеткое определение сроков; конкуренция; недостаточное усилие в области маркетинга; слабость сбытового подразделения; недостатки в распределении.
Основным фактором успеха нового продукта является наличие на предприятии эффективной системы планирования, охватывающей все этапы разработки продукта (таблица 1).
Таблица 1 - Последовательность этапов разработки нового продукта
| Этапы разработки нового продукта | Формы планирования | ||
| стратегическое | среднесрочное | краткосрочное | |
| 1. Разработка идей | + | + | |
| 2. Отбор идей | + | + | + |
| 3. Анализ конъюнктуры рынка | + | + | + |
| 4. Научно-техническая разработка | + | + | |
| 5. Испытания | + | ||
| 6. Освоение нового рынка | + |
Несмотря на всю подготовительную работу, которая предшествует выходу нового продукта на рынок, около 50% новых продуктов терпят неудачу. Исследования показывают, что к наиболее важным характеристикам успешных продуктов можно отнести следующие:
· значительно отличается (в лучшую сторону) по качеству или цене;
· принципиально отличается от существующих на рынке продуктов;
· удачно дополняет существующий ассортимент, полностью соответствует производственным возможностям компании и используемым методам маркетинга.