Теория поэтапного формирования умственных действий

Процесс формирования умственных действий укладывается в пять этапов:

1. построение ориентировочной основы;

2. формирование действия в материальном виде;

3. вербальное описание действия в плане громкой речи;

4. внешнеречевое представление действия для себя;

5. интериоризация образа действия во внутреннюю речь.

Ориентировочная основа – первый этап формирования умственных действий. В первой фазе у субъекта проявляются внешняя избирательная активация внимания к предмету и слабое торможение. Во второй фазе – интенсивность внимания остается постоянной в течение определенного промежутка времени. Эта фаза характеризуется напряженностью между процессами активации внимания и процессами торможения. Третья фаза характеризуется сбалансированностью между активацией и торможением.

Формирование действия в материальном виде предполагает психическую регуляцию изменений в его структуре.

Дальнейшее осознание смысла (значения) ситуации задачи субъектом происходит путем восприятия действия в плане громкой речи.

На четвертом этапе путем внешнеречевого проговаривания происходит уяснение вопросов самому себе, создаются предпосылки полного перехода действий во внутреннюю речь.

На пятом этапе действия переходят в структуру образов внутреннего плана.

Последовательность этапов формирования не является жестким алгоритмом. При освоении простых умственных действий некоторые этапы могут выпадать. В теории выделены следующие четыре параметра реализации каждого из этапов: полнота операций; степень обобщения; уровень освоения; степень автоматизации.

Весь процесс формирования внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности получил название интериоризации.