Организационная структура парламентов

Каковы должны быть размеры парламента?

В целом, статистический анализ размеров реально существующих парламентов позволил ученым установить закономерность: численность членов парламента стремится к кубическому корню от численности населения страны («закон кубического корня»). Однако объяснить эту закономерность невозможно.

Из скольки палат должен состоять парламент?

В эпоху феодализма палаты соответствовали количеству сословий. Рудимент такого деления дожил до наших дней в ВК – там до сих пор существует палата лордов, но в ней отменено наследственное членство.

Сейчас в некоторых странах стремятся сопрячь количество палат с представительством социально-экономических и культурных интересов. По этому принципу построен Сенат в Ирландии, верхняя палата в Баварии, а также совещательные органы во Франции, Италии, Нидерландах. В Малави 48 из 80 сенаторов избираются населением, а они, в свою очередь, избирают остальных (32) сенаторов из списка кандидатов, предоставленных официально признанными заинтересованными группами.

В федерациях верхняя палата обычно обеспечивает представительство субъектов федерации (в США, Швейцарии, России, Индии – по 2 представителя, в Австралии – по 10 представителей, в Германии – от 3 до 7 (в зависимости от населения земли)). При этом в большинстве случаев в выигрыше оказываются самые маленькие субъекты. Так, в США, Швейцарии и Австралии малые штаты (не более 5% избирателей) имеют более 20% мест в верхней палате (соответственно, 28,2%, 26,7% и 21,3%). Чуть меньше – в ФРГ и в Канаде (20,1% и 18,9%).

Но даже в унитарных государствах часто прибегают к территориальному принципу формирования верхней палаты. Во Франции сенаторов избирают специальные коллегии, состоящие из членов местных администраций. В Италии сенат формируется избирателями, но избирательные округа соответствуют регионам. То же самое мы можем увидеть и в Японии.

В некоторых странах верхняя палата парламента состоит из назначенцев первого лица государства из числа представителей военной, административной, творческой и бизнес элиты. Такая ситуация в арабских нефтяных монархиях – Кувейте, Саудовской Аравии, Катаре, Омане.

Однако, хотя верхняя палата называется верхней, они располагают обычно меньшими полномочиями, чем нижняя.

Плюсы двухпалатных парламентов состоят в том, что верхняя палата может сдерживать радикализм нижней, верхняя палата разгружает нижнюю, беря на себя обсуждение части вопросов, а может и быть дополнительной ареной для критики власти. Минус в том, что формируемые по разным принципам палаты не могут быть равноправными. Преобладает нижняя палата, как избранная всеобщим голосованием (как более легитимная).

Парламенты делятся на комитеты – специализированные органы по подготовке законопроектов. Особенно развита система комитетов в США – в американском Конгрессе их насчитывается до 300. Однако само наличие комитетов не гарантирует их работоспособности. Так, во многих парламентских странах (ВК, Канада) комитеты являются орудями победивших партий, а, следовательно, праительств и потому их профессионализм может падать. Наоборот, в советской Польше комитеты проявляли большую активность. С 1957 по 1969 года из 327 проектов, предложенных Советом министров, только 60 прошли без изменений. Это связано с тем, что в парламенте имело место представительство различных конкурирующих групп элиты.

Общая координация деятельности парламента осуществляется председателями (спикерами) и их заместителями (вице-спикеры). В парламентских системах с низкой фрагментацией этот институт чисто технический (поскольку вся власть – у правительства). Автономные парламенты в сочетании с высокой степенью фрагментации делают должность спикера политически важной, предоставляя ему возможность серьезно влиять на повестку дня.

Иногда в помощь спикерам создаются коллегиальные органы, связанные с коордианцией деятельности парламента (Совет старейшин Бундестага в ФРГ, Совет Госдумы в России, Конференция председателей в Национальном собрании Франции). Они формируются по принципу представительства фракций.