Механизмы с неподвижными осями
В этих механизмах, геометрические оси колес в процессе работы остаются неподвижными
Геометрическая ось – воображаемая линия, вокруг которой происходит движение, не передает Мкр (вал передает Мкр)
Простейшие механизмы состоят только из 3-х звеньев; стойки из 2-х подвижных звеньев с зубьями (колесо, сектор, зубчатая рейка)

А) Внешнее зацепление: (наиболее широко применяется)
| d – диаметр W- силовая окружность |
(5)
| |
| Из условий изготовления и эксплуатации u ≤ 8 Коэффициент потерь в зацеплении (без учета потерь в подшипниках и на разбрызгивание масла) | |
| f – коэфф. кулачкового трения |
= 1- η ;
η – КПД = 97%
= 0,01…0,03
| ξα ≥ 1,05 (коэф. перекрытия) |
Б) Внутреннее зацепление
| (6)
|
| Достоинства: Выигрывают в габаритах, больше КПД | |
| |
| Недостатки: сложность изготовления колес с внутренним венцом Сужены кинематические возможности | |
| 1,2 ≤ u ≤ 8 |
В) Реечное зацепление
Реечное зацепление широко применяется в технике (сверл. станки, реечные подачи)
| (7)
|
Особое значение – нарезание зубчатых колес
(5)
= 1- η ;
η – КПД = 97%
(6)
(7)