Формирование бюджетов ОГВ и МСУ
I. Содержание задачи и принципы формирования бюджета ОГВ и МСУ
II. Особенности формирования бюджетов субъектов РФ
III. Особенности формирования местных бюджетов
I. Под формированием бюджета понимается формирование его как фонда денежных средств по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета. При формировании бюджета должны решаться следующие задачи:
· полное отражение в бюджете всех доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета
· обеспечение надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и иных показателей при использовании формирования бюджета
· обеспечение реалистичности расчета доходов и расходов бюджета
· поиск резервов роста доходов бюджета
· оптимизация расходов бюджета
· минимизация размера дефицита бюджета
· обеспечение сбалансированности бюджета
Принципы формирования бюджета:
1) принцип единства бюджетной системы (глава 5). Устанавливается единый порядок формирования доходов и расходов бюджета
2) разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета между бюджетами бюджетной системы РФ. за каждым из бюджетом закрепляется определенный состав доходов, расходов и источников финансирования
3) принцип самостоятельности бюджетов.
4) принцип равенства прав субъектов РФ и муниципальных образований –формирование бюджетов основываются на единых принципах и требованиях
5) принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета
6) принцип сбалансированности – формирование бюджетного фонда
7) принцип прозрачности, открытости – формирования бюджета должно быть открыто, публиковаться на официальных сайтах
8) принцип достоверности бюджета
Формирование федерального бюджета
Федеральный бюджет – фонд денежных средств, находящихся в распоряжении федеральных ОГВ и обеспечивающих возложенных на них задач и функций.
Средства ФБ находятся в федеральной собственности, управление средствами федерального бюджета осуществляется федеральными органами государственной власти.
Формирование ФБ регламентируется федеральными нормативными правовыми актами.
ФБ утверждается в форме федерального закона (с 2008 года утверждается сроком на 3 года, на очередной финансовый год и плановый период).
Результаты исполнения бюджета (отчет об исполнении) также утверждается федеральным законом.
Основные объемы финансовых ресурсов ФБ обеспечивается мобилизацией доходов. доходы бюджеты складываются из налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.
Налоговые доходы ФБ:
1) доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемые в ФБ (выделяем ФБ, т.к. часть налоговых сборов поступают в региональные и местные бюджеты)
2) доходы от денежных взысканий в виде санкций, применяемых по отдельным видам налогов и сборов, подлежащих зачислению в ФБ.
Налоговые доходы зачисляются по нормативам, установленным БК, а также ФЗ «О Федеральном бюджете». В ФЗ устанавливаются нормативы по отдельным налогам и сборам, в части погашения задолженности прошлых лет, в части погашения по отмененным налогам и сборам.
Налоги частично – налог на прибыль организации, акцизы и другие.
Зачисление штрафов осуществляется по тем же нормативам, что и зачисление самих налогов.
Неналоговые доходы ФБ:
1) доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, таможенные сборы)
2) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности РФ (доходы от сдачи имущества в аренду, доходы по остаткам бюджетных средств на счетах ФБ, проценты от предоставления бюджетных кредитов, за счет средств ФБ, дивиденды по акциям, доходы от перечисления части прибыли Банка России и предприятий, и другие)
3) платежи при пользовании природными ресурсами (плата за использование лесов, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, плата за пользование водными объектами, находящихся в федеральной собственности, плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи при пользовании недрами и другие платежи)
4) доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (плата за предоставление информации, содержащейся в едином государственном реестре налогоплательщиков, консульские сборы, патентные пошлины и т.д.)
5) доходы от продажи материальных и нематериальных активов (доходы от реализации имущества, находящихся в государственной собственности, продажа драг металлов, средства от реализации конфискованного имущества, обращенного в доход РФ и т.д.)