Формирование бюджетов ОГВ и МСУ

I. Содержание задачи и принципы формирования бюджета ОГВ и МСУ

II. Особенности формирования бюджетов субъектов РФ

III. Особенности формирования местных бюджетов

 

I. Под формированием бюджета понимается формирование его как фонда денежных средств по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета. При формировании бюджета должны решаться следующие задачи:

· полное отражение в бюджете всех доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета

· обеспечение надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и иных показателей при использовании формирования бюджета

· обеспечение реалистичности расчета доходов и расходов бюджета

· поиск резервов роста доходов бюджета

· оптимизация расходов бюджета

· минимизация размера дефицита бюджета

· обеспечение сбалансированности бюджета

Принципы формирования бюджета:

1) принцип единства бюджетной системы (глава 5). Устанавливается единый порядок формирования доходов и расходов бюджета

2) разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета между бюджетами бюджетной системы РФ. за каждым из бюджетом закрепляется определенный состав доходов, расходов и источников финансирования

3) принцип самостоятельности бюджетов.

4) принцип равенства прав субъектов РФ и муниципальных образований –формирование бюджетов основываются на единых принципах и требованиях

5) принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета

6) принцип сбалансированности – формирование бюджетного фонда

7) принцип прозрачности, открытости – формирования бюджета должно быть открыто, публиковаться на официальных сайтах

8) принцип достоверности бюджета

 

Формирование федерального бюджета

Федеральный бюджет – фонд денежных средств, находящихся в распоряжении федеральных ОГВ и обеспечивающих возложенных на них задач и функций.

Средства ФБ находятся в федеральной собственности, управление средствами федерального бюджета осуществляется федеральными органами государственной власти.

Формирование ФБ регламентируется федеральными нормативными правовыми актами.

ФБ утверждается в форме федерального закона (с 2008 года утверждается сроком на 3 года, на очередной финансовый год и плановый период).

Результаты исполнения бюджета (отчет об исполнении) также утверждается федеральным законом.

Основные объемы финансовых ресурсов ФБ обеспечивается мобилизацией доходов. доходы бюджеты складываются из налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Налоговые доходы ФБ:

1) доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемые в ФБ (выделяем ФБ, т.к. часть налоговых сборов поступают в региональные и местные бюджеты)

2) доходы от денежных взысканий в виде санкций, применяемых по отдельным видам налогов и сборов, подлежащих зачислению в ФБ.

Налоговые доходы зачисляются по нормативам, установленным БК, а также ФЗ «О Федеральном бюджете». В ФЗ устанавливаются нормативы по отдельным налогам и сборам, в части погашения задолженности прошлых лет, в части погашения по отмененным налогам и сборам.

Налоги частично – налог на прибыль организации, акцизы и другие.

Зачисление штрафов осуществляется по тем же нормативам, что и зачисление самих налогов.

Неналоговые доходы ФБ:

1) доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенные пошлины, таможенные сборы)

2) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности РФ (доходы от сдачи имущества в аренду, доходы по остаткам бюджетных средств на счетах ФБ, проценты от предоставления бюджетных кредитов, за счет средств ФБ, дивиденды по акциям, доходы от перечисления части прибыли Банка России и предприятий, и другие)

3) платежи при пользовании природными ресурсами (плата за использование лесов, в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений, плата за пользование водными объектами, находящихся в федеральной собственности, плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи при пользовании недрами и другие платежи)

4) доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (плата за предоставление информации, содержащейся в едином государственном реестре налогоплательщиков, консульские сборы, патентные пошлины и т.д.)

5) доходы от продажи материальных и нематериальных активов (доходы от реализации имущества, находящихся в государственной собственности, продажа драг металлов, средства от реализации конфискованного имущества, обращенного в доход РФ и т.д.)