Тема: Сутність життя.

Лекция №3

Возрастные изменения пищеварительной системы.

Желудок грудных детей имеет скорее горизонтальное положение и расположен почти весь в левом подреберье. Только когда ребенок начинает стоять и ходить, его желудок занимает более вертикальное положение.

С возрастом меняется и форма желудка. У детей до 1,5 лет она округлая, до 2–3 лет – грушевидная, к 7 годам желудок имеет форму, как у взрослых.

Вместимость желудка увеличивается с возрастом. Если у новорожденного она составляет 30–35 мл, то к концу первого года жизни увеличивается в 10 раз. В 10–12 лет вместимость желудка достигает 1,5 л.

Мышечный слой желудка у детей развит слабо, особенно в области дна. У новорожденных железистый эпителий желудка слабо дифференцирован, главные клетки еще недостаточно созрели. Дифференцировка клеток желез желудка у детей завершается к семи годам, но полного развития они достигают лишь к концу пубертатного периода.

У взрослых кишечник относительно короче, чем у детей: длина кишечника у взрослого человека превышает длину его тела в 4–5 раз, у грудного ребенка – в 6 раз. Особенно интенсивно кишечник растет в длину от 1 до 3 лет из-за перехода от молочной пищи к смешанной и от 10 до 15 лет.

 

Мета проведення: Знайомство з ієрархічною системою живих організмів, особливостями, що відрізняють живе від неживого.

План:

  1. Визначення поняття «система». Властивості систем.
  2. Визначення поняття «життя». Загальні властивості живих систем.
  3. Системно-ієрархічна сутність життя.
  4. Рівні організації живих систем:

· особливості молекулярного рівня організації людини;

· особливості клітинного рівня організації людини;

· особливості тканевого рівня організації людини;

· особливості організменного рівня організації людини.