СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

Проблемы социальных изменений всегда интересовали всех крупных социологов. Неслучайно в социологии выделялись разделы, исследующие строение социальных систем и явлений (социальная статика, социальная аналитика) и их изменение и развитие (социальная динамика, социальная генетика). Так, О.Конт называл социальной статикой изучение стабильных структур, обеспечивающих порядок в обществе и его неизменность, а к социальной динамике относил исследование изменений и смены социальных явлений, причин и направленности общественного прогресса.

 

Важным средством осмысления человеческого общества, его прошлого, настоящего и будущего являются эволюционистские концепции социальных изменений.

Эволюционные социальные измененияэто постепенные, медленные, количественные преобразования социальных объектов или отношений, имеющие кумулятивный характер.

Кумулятивный характер эволюционных социальных измененийпредставляет собой накопление постепенных, медленных, плавных количественных преобразований, которое ведет к переходу социального объекта или социальных отношений в качественно иное состояние.

 

Полной противоположностью эволюционных теорий являются теории революционных социальных изменений.

Революционные социальные изменения - это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку социального объекта, носящие всеобщий характер и опирающиеся на насилие. Они осуществляются в ходе социальной революции.

Социальная революция (от лат. reyolutio - поворот, переворот) – коренной качественный переворот во всей социальной системе, коренная ломка социального объекта.

 

К.Маркс называл социальные революции «локомотивами истории», т.е. движущей силой исторического развития.

В.И.Ленин видел в них «праздник эксплуатируемого и угнетенного народа».

И, напротив, Питирим СОРОКИН назвал Октябрьскую революцию 1917 года «бойней», а великий русский писатель И.А.Бунин озаглавил свою книгу о ней «Окаянные дни».

 

Более сложной формой социальных изменений являются циклические изменения. Они включают в себя и эволюционные, и революционные изменения, восходящую и нисходящие тенденции. Когда говорят о циклических изменениях, то имеют в виду не отдельные единичные акты каких-либо перемен, а определенный ряд изменений, который в совокупности образует цикл.

Цикламиназывают определенную совокупность явлений, процессов, последовательность которых представляет собой кругооборот, происходящий в течение какого-то промежутка времени. Конечная точка цикла как бы повторяет первоначальную, но только в других условиях и на другом уровне. Циклические социальные изменения происходят в соответствии с временами года, но могут охватывать несколько лет и даже несколько столетий.

 

Наряду с этими теориями существуют синтетические концепции социальных изменений.

Синтетические теории социальных изменений – это теории, которые тесно увязаны с историческими, философскими, экономическими, нравственными и другими мировоззренческими представлениями. В зависимости от того, какие факторы в них считаются решающими для социальной эволюции, из всего огромного многообразия синтетических теорий можно выделить три большие группы:

· социокультурные,

· индустриально-технологические,

· социально-экономические.

 

Социокультурные теории ставят во главу угла изменения, происходящие в социально-культурной сфере – в мировоззрениях, религиях, системах ценностей, менталитете социальных групп, обществ и целых эпох. Такие изменения считаются наиболее фундаментальными и определяют, в конечном счете, все остальные изменения, происходящие в обществе, в том числе изменения социальных структур и социальных процессов. Среди этой группы своей основательностью выделяется теория социальной и культурной динамики Питирима СОРОКИНА.

 

Индустриально-технологические теории интерпретируют социальные изменения как в той или иной степени производные от изменений в технологии материального производства. Индустриальная (промышленная) технология рассматривается в качестве основной базы, на которой происходят социальные изменения, и главного источника этих изменений. К группе индустриально-технологических теорий относятся:

· теории «стадий экономического роста» У.Ростоу,

· «единого индустриального общества» Р.Арона,

· «постиндустриального общества» Д.Белла, А.Турена,

· «заката (конца) идеологической эры» Д.Белла, Р.Арона, М.Липсета.

 

Социально-экономические теории исходят из того, что решающим фактором социальных изменений является экономическое развитие, точнее - диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений. К их числу можно отнести, прежде всего, марксизм.

 

При всех принципиальных различиях отмеченные синтетические теории социальных изменений имеют и некоторые общие черты. Прежде всего, в них предпринимается попытка представить в виде некоторой схемы едва ли не все историческое развитие человечества. Каждая из описанных теорий претендует на то, чтобы стать универсальной схемой объяснения всех наиболее фундаментальных социальных изменений.