Ориентировочно-исследовательское поведение с точки зрения психофизиологии

Системная психофизиология научения

Возможные молекулярные механизмы научения

После опытов Хидена по выявлению роли РНК в процессах памяти появились работы, изучавшие роль РНК в процессах обучения. Так, была показана связь обучения с ростом синтеза ядерной и цитоплазматйческой РНК во многих структурах мозга, а также обнаружено, что введении РНК-азы (у крыс и кроликов) приводит к утрате выработанных и к затруднению в образовании новых условных рефлексов (Бродский). Впоследствии было показано, что фиксация приобретенной информации связана не с РНК, а с ДНК, с ее немутационными изменениями.

В результате биохимических преобразований возникают трансформации в синоптическом аппарате: либо происходит увеличение удельного веса активных синапсов при сохранении общего числа синапсов постоянным (функциональная гипотеза), либо образуются дополнительно новые синапсы (структурная гипотеза).

С позиции функциональной системы Анохина важную роль в процессе обучения и в результате научения играют имотивационные аспекты, и принцип доминанты, и вопросы целеположения и принятия решения, и выработка программы действия и прогнозирование результата, и систему обратной афферентации и эффект сличения результата действия с прогнозом.

Так, совершенно необходимо для успешного научения, чтобы доминирующая мотивация совпадала с целью обучения, в противном случае научение будет тормозиться. Необходимо, по Павлову, чтобы подкрепление при обучении было более значимым, чем условный сигнал (закон эффекта, по Торндайку; принцип доминанты, по Ухтомскому), в противном случае обучение будет блокировано. Необходимо, чтобы акцептор результатов действия имел возможность в случае несовпадения реального результата с ожидаемым подстраивать систему, иначе она окажется разбалансированной, и обучение будет затруднено.

Как уже говорилось выше, существенную роль в процессах научения играют специфические «обучающиеся» нейроны новизны и тождества, обнаруженные практически на всех этажах головного мозга, но имеющие наибольший удельный вес (до 80%) в структурах архипалеокортекса – в гиппокампе и миндалевидном комплексе. Эти нейроны не просто участвуют в обучении, обеспечивая негативную либо позитивную память, а с их помощью мозг может прогнозировать вероятность событий (Алейникова).

Ориентировочную реакциюкак настройку анализаторов на лучшее восприятие нового стимула следует отличать от исследовательских реакций и ориентировочно-исследовательского поведения.

Сегодня можно считать доказанным, что ориентировочно-исследовательская деятельность животного и человека побуждается самостоятельной потребностью в получении новой информации.

П.В. Симонов (1993) относит ее к группе идеальных потребностей, создающих основу для саморазвития индивида. На основе ориентировочно-исследовательского подкрепления (получения новой информации) возможна выработка самых различных условных инструментальных рефлексов у животных.

Согласно Д. Берлайну, существуют две группы детерминант ориентировочно-исследовательского поведения:

1) дефицит активации в организме, который побуждает к поиску стимулов, удовлетворяющих эту потребность. Берлайн называет этот тип поведения, который направлен на поиск стимуляции, разноправленным исследованием;

2) исследовательская деятельность побуждается неопределенностью ранее полученной информации. Это стимулирует особую форму активности в виде целенаправленной любознательности. Ее цель – получить недостающие уточняющие сведения и тем самым снизить неопределенность ситуации.