ПЕСНЬ ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ

Земной Рай. - Древо познания 2. Десятилетней жажды - увидеть Беатриче, умершую за десять лет до 1300г. 8. Из уст богинь - то есть трех "богословских" добродетелей. 17-18. Святое войско шло стезей возвратной. - То есть мистическаяпроцессия повернула обратно на восток (см. Ч., XXIX, 12). 37-39. Древо. - Это библейское "древо познания добра и зла", отзапретных плодов которого вкусили Ева и Адам. Данте превращает его в символимперии. 44. Не ранишь клювом - не посягаешь на прерогативы светской власти. 49-51. Грифон оборачивается к колеснице (церкви), привлекает ее ксирому, то есть оголенному, древу (империи) и одной из его ветвей связываетс ним ее дышло (крест). 52-54. Когда поток большого света (то есть солнечного) смешан с лучамиОвна, который соединяется с солнцем вслед за ельцом небесным (созвездиемРыб), - другими словами: весной. 65. Сказ о Сиринге. - Меркурий усыпил рассказом о нимфе Сиринге и затемобезглавил стоглазого Аргуса, который, по приказу Юноны, неусыпно стерег Ио,возлюбленную Юпитера (Метам., I, 568-747). 72. И возглас - возглас Мательды (см. ст. 83-84). 73-81. Смысл: "Как - в евангельской легенде - пораженные преображениемХриста (яблони священной), апостолы Петр, Иоанн и Яков пали ниц и, очнувшисьот его голоса, разрушавшего даже сон умерших, увидели, что на их учителепрежняя одежда и что исчезли беседовавшие с ним Моисей и Илья..." 89. Ввысь восходят - возносятся на небо. 98. Семь нимф - семь добродетелей, взявших в руки светильники. 99. Австр - южный ветер; Аквилон - северный. 103-105. Беатриче поручает поэту описать все, что он сейчас увидит.Перед Данте предстанут в аллегорических образах прошлые, настоящие игрядущие судьбы римской церкви 109-117. Орел (птица Дия), устремляющийся на колесницу с вершиныдерева, которому он при этом наносит вред, олицетворяет римскихимператоров-язычников, преследовавших христианскую церковь в ущерб - помысли Данте - самой империи. 118-123. Лиса - символизирует ереси первых веков христианства. 124-126 Снова к колеснице спускается орел и осыпает ее своими перьями.- Это богатства, которыми христианские императоры одаряли церковь, и главнымобразом - "дар Константина" (см. прим. А., XIX, 115-117) 130-141. Дракон (дьявол) оторвал у колесницы часть ее днища - духсмирения и бедности. Тогда она мгновенно оделась перьями, оброслабогатствами. 142-147. Пернатая колесница превращается в апокалипсического зверя (см.прим. А., XIX, 106-110). 149-153. Наглая блудница - папство, глазами рыща, выискивает себедрузей. Рядом с ней стоит ревнивый гигант - король французский Филипп IV,иногда ладивший с Бонифацием VIII, но кончивший тем, что нанес ему жестокоеоскорбление в Ананьи (см. прим. Ч., XX, 86-90). 154-160. Намек на перенесение папского престола из Рима в Авиньон, приКлименте V, в 1309 г. (см. прим. А., XIX, 79-84).