Контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления
Учреждения и органы, исполняющие наказания
Лекция 3. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.
Наказание как мера государственного принуждения, назначаемая приговором суда, применяется в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Достижение этих целей возлагается на государственные учреждения, и органы, исполняющие наказания.
Учреждения и органы, исполняющие наказания, перечень которых дан в ст. 16 УИК РФ, делятся на две группы:
Первая — те, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией:
- уголовно-исполнительные центры (учреждения в структуре органов Министерства юстиции РФ, исполняющие уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества);
- исправительные центры (эти структуры предусмотрены для исполнения основного наказания в
виде ограничения свободы (гл. 8 УИК РФ);
- арестные дома (место отбывания наказания в виде ареста всеми осужденными к этому виду наказания);
- исправительные учреждения (предназначены для дифференцированного размещения и раздельного содержания лиц, осужденных к лишению свободы);
- дисциплинарные воинские части;
- гауптвахты для осужденных военнослужащих или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт.
Все названные виды органов, исполняющих наказания, руководствуются в своей деятельности, помимо УИК РФ, соответствующими положениями об этих органах, утвержденных Правительством РФ.
Вторая — учреждения и органы, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности:
— суд;
— администрация организаций, где работает осужденный;
— командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований (далее — командование воинских частей);
— орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать, разрешение на занятие соответствующей деятельностью.
— должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган (ч. З ст. 16УИК РФ).
Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.
Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью (ч. 2 ст. 16 УИК РФ).
Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией (ч. 5 ст. 16 УК РФ).
Наказания в виде ограничения свободы исполняются исполнительным центром (ч. 7 ст. 16 УИК РФ), ареста—арестным домом (ч. 8 ст. 16УИКРФ), лишения свободы — колонией-поселением, воспитатель ной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого и особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, впервые осужденных к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, — следственным изолятором; пожизненного лишения свободы — исправительной колонией особого режима; смертной казни — учреждениями уголовно-исполнительной системы (ч. 9—11 ст. 16 УИК РФ). Среди всех исправительных учреждений значение основного их вида приобрели колонии. Они располагают более широкими возможностями применения средств исправительного воздействия, в том числе общественно полезного труда. Их организационно-структурное построение позволяет осуществлять комплексное воздействие на осужденных при достаточно высокой эффективности его результатов. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются соответствующими органами Российской Федерации (ч. 3 ст. 16 УИК РФ).
В отношении военнослужащих наказания исполняются: содержание в дисциплинарной воинской части — специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест — командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по военной службе — командованием воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу указанные военнослужащие (далее — командование воинских частей).
Условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительной инспекции. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.
Органы и учреждения, исполняющие наказания, являются частью правоохранительных органов и тем самым входят в систему государственного аппарата России. Принцип соблюдения законности является самым важным в работе государственных служащих. Его реализация в деятельности выше указанных органов и учреждений означает точное соблюдение законов и иных нормативных правовых актов при исполнении приговоров в отношении осужденных. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью расположенных на их территориях учреждений и органов, уполномоченных в области исполнения наказания. Порядок осуществления контроля регулируется законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 38 Закона РФ от 21 июля 1993 г. №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы в пределах и порядке, установленных законодательством, осуществляют: Федеральное Собрание РФ; Президент РФ; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Как правило, контроль направлен на комплексное выяснение подлинного состояния уголовно-исполнительной системы и ее элементов, что позволяет определить дальнейшие пути совершенствования ее деятельности. Обычно формы и содержание контроля подчинены здесь эффективному достижению целей наказания, укреплению порядка и оптимизации условий его исполнения и отбывания, обеспечению должного правового положения осужденных, улучшению организации их труда и быта, созданию необходимых предпосылок для эффективной работы персонала исправительных учреждений, защите прав и законных интересов работников уголовно-исполнительной системы.
Органы местного самоуправления обладают рядом властных полномочий в решении экономических, социальных, хозяйственных, коммунальных, экологических и многих других вопросов местного значения. Осуществляя функции борьбы с преступностью и охраны общественного порядка на своей территории, органы местного самоуправления активно участвуют в деятельности правоохранительных органов и учреждений, в том числе тех, которые исполняют наказания. Одновременно они вправе проверять соблюдение законов в их работе, в том числе и администрацией исправительных учреждений, а также осужденными, отбывающими наказание.
Прокурорский надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом, является одной из самостоятельных отраслей прокурорского надзора (гл. 3 закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г.)