И гуманитарных системах

Эволюция в социальных

Самоорганизация – основа эволюции систем

Таким образом, внешние условия, среда обитания оказывают огромное влияние на эволюцию, но это влияние в неменьшей степени зависит также от самой системы, ее состояния и внутренней предрасположенности. В результате взаимодействия системы с внешней средой происходит обмен веществом, энергией и информацией между системой и ее окружением. Благодаря этому возникает и поддерживается неравновесность, это приводит к возникновению (спонтанному) новых структур.

Поэтому самоорганизация выступает как источник эволюции систем, так как она служит началом процесса возникновения качественно новых и более сложных структур в развитии системы.

Предпринимались неоднократно попытки описания эволюции в терминах современных научных теорий. Росс Эшби связывал эволюцию с достижением ультраустойчивого состояния, при котором система постепенно адаптируется к своему окружению, пока не достигнет равновесия. Когда система достигает равновесия, ее взаимодействие со средой завершается равновесием. Парадигма самоорганизации отмечает, что в ходе эволюции происходит усиление, интенсификация взаимодействия системы с окружающей средой. В данной теории же постулируется, что когда система достигает стабилизации, то ее взаимодействие со средой завершается равновесием. Но равновесие не исключает взаимодействия и является относительным. Новая структура возникает благодаря усилению флуктуаций, которые зависят от интенсивности взаимодействия системы с окружением. То есть эволюция системы влияет на развитие среды, представляя таким образом коэволюцию.

Флуктуации представляют собой случайные отклонения системы, результат их также не является детерминированным. В критической точке открываются, по крайней мере, два возможных пути эволюции системы, что математики выражают термином «бифуркация», означающим раздвоение или разветвление. Какой путь при этом «выберет» система, в значительной степени зависит от случайных факторов, ее поведение нельзя представить с достоверной определенностью. Но когда путь выбран, дальнейшее движение системы подчиняется уже детерминистским законам. Поэтому эволюцию системы следует рассматривать как единство двух взаимно дополняющих друг друга сторон – случайности и необходимости.

 

Несмотря на существенное отличие социально-культурной эволюции от биологической, между ними также имеется большое сходство. Некоторые ученые характеризуют социальную эволюцию как продолжение биологической или генетической эволюции другими средствами. Однако следует помнить, что никакая аналогия не означает тождества. Такие попытки приравнивания совершают последователи социал-дарвинизма и некоторых других современных социально-биологических воззрений.

Следует выделять особые, специфические черты, которые присущи обществу и человеку как социальному существу. В социально-культурной эволюции как продолжении генетической эволюции процессы самоорганизации усложняются.

Формирование человеческого рода началось примерно свыше 10 миллионов лет назад. Предком человека ранее считали австралопитека (3 млн. лет). Теперь установлено, что общий предок – рамапитек (12-14 млн. лет). Развитие было обусловлено взаимодействием с окружающей средой. Сначала рамапитеки жили в лесах, затем стали обживать степи, где удобнее было передвигаться без передних конечностей. Каменные орудия появились 2,6 млн. лет назад. Переход к трудовой деятельности способствовал развитию тех органов человека, которые были с ней связаны. Увеличивался объем мозга, язык становился важнейшим средством общения. Обычно полагали, что homo sapiens появился не позднее 40 тыс. лет назад, но некоторые ученые считают, что переход к цивилизации занял не менее 100 тыс. лет. Первобытные люди, занимаясь охотой, рыболовством, собиранием растений, не могли жить в одиночку. Способ добывания средств к жизни предопределил экономические отношения между ними и правила поведения в группе, которые характеризуются агрессивностью к людям из других отрядов и групп, и взаимной поддержкой с членами собственной группы. Когда люди перешли к разведению скота и земледелию, первобытная мораль уступает место цивилизованным морали и праву, вместо коллективной собственности появляется собственность частная. Новые правила поведения формировались постепенно по мере того, как люди осознавали выгодность их соблюдения.

Социальная эволюция, как и эволюция в природе, возникает в результате взаимодействия с окружающей средой. В природе эволюция происходит путем генетической передачи наследственной информации от родителей к потомкам.

В социально-экономической и культурной эволюции непосредственный опыт, приобретенный людьми в процессе приспособления к изменениям окружающей среды, по наследству потомкам не передается.

У общества имеются свои методы и средства передачи приобретенного и накопленного опыта, причем не только индивидуального, но и социального характера. Эти методы обычно характеризуют как традиции.

Сюда можно отнести все способы передачи опыта (навыки и правила поведения, накопленные знания). Традиции не наследуются генетически. Их связь с разумом и сознанием носит сложный и опосредованный характер. Традиции сыграли решающую роль в становлении расширенного порядка в человеческой деятельности и формировании цивилизации в целом.