Внешняя политика.

Экономическое и социальное развитие.

Хозяйственная реформа, разработанная еще при Н. С. Хрущеве, дала импульс для ускорения темпов развития экономики. Но в нача­ле 70-х гг. темпы роста снова упали.

Руководство страны в целом осознавало необходимость интенси­фикации производства: шло сокращение количества строящихся круп­ных предприятий (с 800 до 200 в год), создавались научно-производ­ственные объединения, возникали новые отрасли промышленности: роботостроение, микроэлектроника и др., предпринимались попытки более гибкого планирования (вводились перспективные и комплекс­ные планы).

Однако эти тенденции не стали определяющими для развития эко­номики.

Основу экономики составляли военно-промышленный и топлив­но-энергетический комплексы.

В условиях высоких цен на нефть и газ на мировом рынке страна сделала ставку на расширение продажи сырья. Но во второй полови­не 70-х гг. в мире разразился энергетический кризис, который стиму­лировал создание энергосберегающих технологий. Падение спроса на топливо привело к снижению мировых цен. Это больно ударило по экономике СССР. Темпы роста по сравнению с серединой 60-х гг упали более чем в 3 раза.

Наступило состояние стагнации, когда темпы роста имели тенден­цию к сокращению до абсолютного нуля. При этом все попытки вывести страну из надвигающего кризиса в начале 80-х гг. не имели успеха.

Тяжелое положение сложилось и в сельском хозяйстве. Страна превратилась в лидера по закупкам зерна за границей. Потери сель­хозпродукции доходили до 40%, качество техники оставалось низким.

Замедление темпов роста экономики отразилось на уровне бла­госостояния населения:

-начиная с середины 60-х гг. практически не росли темпы жилищ­ного строительства;

- на здравоохранение тратилось не более 4% нац. дохода;

- с 1956 г. не изменялось законодательство о пенсиях;

- 40% трудящихся было занято неквалифицированным трудом;

- в 70-х гг. в отдельных районах страны начала вводиться карточ­ная система распределения продуктов.

Все это поставило страну перед необходимостью серьезной ре­конструкции существенных основ.

Вторая половина 60-х - 70-х гг. характеризовались повтором к раз­рядке напряженности в международных отношениях.

Экономическое сотрудничество СССР с социалистическими стра­нами осуществлялось в рамках СЭВ. В 1971 г. страны - члены СЭВ приняли комплексную программу социалистической экономической интеграции. В то же время по отношению к мировому хозяйству СЭВ оставался "закрытой" системой.

Военно-политическое сотрудничество осуществлялось прежде

всего через ОВД. Постепенно налаживались отношения между СССР и Китаем.

Однако "мировая система социализма" испытала и ряд кризис­ных моментов. В 1968 г. была предпринята попытка демократическо­го обновления социализма в Чехословакии. В ответ члены ОВД орга­низовали военную интервенцию в эту страну.

В конце 70-х гг. началась война между Китаем и Вьетнамом, а в начале 80-х гг. разразился кризис в Польше.

Во взаимоотношениях с капиталистическими странами усиливалась тенденция к уменьшению противостояния. В 1975 г. на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки) был подписан Итоговый документ, закрепивший в Европе послевоенные границы.

В 1972 СССР и США подписали договор ОСВ-1, ограничивавший системы противоракетной обороны. В 1978 г. был подписан договор ОСВ-2, касавшийся ограничения ракет средней дальности.

Однако этот процесс был сорван, в т. ч. по вине СССР. В декабре 1979 г. СССР ввел войска на территорию Афганистана с целью со­хранения там своих позиций.

В начале 80-х гг. начался новый виток гонки вооружений.

В отношениях с развивающимися странами приоритет по-прежне­му принадлежал странам "социалистической ориентации". Они полу­чали всестороннюю, в т. ч. военную, помощь (Египет, Ирак, Кампу­чия, Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Никарагуа и др.).

Вопрос 3. СТАГНАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ И НОВЫЕ ПОПЫТКИ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ (164-1985 гг.)