Библиотека и медиатека
Важной составной частью образовательной среды начальной школы являются различные информационные источники на бумажных и, там, где это возможно, цифровых носителях. В начальной школе необходимо иметь разнообразные информационные источники в каждой классной комнате:
- Книги для чтения учащимися
- Книги для чтения учителем
- Справочная литература, карты и глобусы
- Плакаты, слайды, звукозаписи, видеофильмы,
- Электронные образовательные ресурсы познавательного наз-начения (виртуальные экскурсии, музейный коллекции, элект-ронные библиотеки, электронные энциклопедии, интерактив-ные карты), в том числе, в Интернет
- электронные образовательные ресурсы учебного назначения (коллекции медиауроков, цифровых образовательных ресурсов к урокам, медиаколлекции наглядных материалов к урокам, компьютерные практикумы, тренажеры, тесты, средства компь-ютерного моделирования), животные, природные явления, ис-тория и т.д.), в том числе, в Интернет.
4. Возможности использования проектировочной деятельности в курсе информатики
Особенностью методики обучения информатике на основе проектировочной деятельности как целостного учебно-воспитательного процесса является установление межпредметных связей, что позволяет сформировать устойчивое развитие информационной активности учащихся для их дальнейшего успешного вхождения в учебное полипредметное пространство основной школы в условиях информатизации образования. Гибкость проектного обучения заключается в вариативной адаптации к конкретному учебно-воспитательному процессу.
Проектировочную деятельность возможно представить как систему обучения, основанную на двух переходах (рис.4):
от естественного, чувственного восприятия информации к абстрактному, идеальному, образной модели,
и далее от абстрактного, ассоциированного в мышлении обобщенного образа к искусственному материализованному в различных полях деятельности, реальному и виртуальному макету, материализованному инструментами практической деятельности.
Рис.4. Переходы проектировочной деятельности
Первый переход предлагается осуществлять на основе структуризации мышления путем овладения информационными законами отображения конкретного в абстрактное, можно назвать его информационно-теоретическим, а второй переход материализации модели воплощается в планировании операциональной и интеллектуальной деятельности, можно назвать его инструментально-практическим.
Исследуя основы метода обучения моделированию, можно выделить следующие понятийные категории:
- алфавит эталонов (Запорожец А.В.) или части модели, объекты (Занков Л.В.),
- свойства частей, качества элементов модели, признаки объектов и закономерности (Занков Л.В.), или “параметры вещи”
(Эльконин Д.Б.) и, наконец, - взаимосвязи объектов или отношения качеств (Эльконин Д.Б.), обобщения. (Запорожец А.В.).
Алфавит видовой информации | Эпектронный аналог | |
формализованный | чувственный | компьютерный |
Изображение Точка Отрезок Многоугольник треугольник, прямоугольник Круг, овал Кривая линия Цвет | рисунок инструмент рисования линейка «угольник» циркуль, лекало краски, цветная бумага | Графические среды растр, пиксель вектор, линия геометрический шаблон шаблон: круг-овал кривая, дуга фон, палитра, расцветка |
Символьный набор Символ Слово Текст | текст буква слово речевое, письменное. печатное, книга | Лексические среды клавиша, символы слово, строка, абзац, блок |
Числовое представление Цифра Число Операция | пальцы, счетные палочки, запись числа цифра число счеты, калькулятор | Вычислительные среды символ числовые данные формула |
Звуковой набор Сигнал Нота Мелодия Длительность | звук специальный звук или набор звуков нота – отдельный звук музыкальные инструменты и голос ритм | Музыкальные и речевые среды; шаблон звуковой; звуковые данные; нотный текст, синтезатор звука, фонограф; длительность вывода на динамик; |
Команда Действие | план сюжет сценарий алфавит технологическая карта | программа; маршрут компьютерной инструментальной деятельности; движение по меню; движение по информационному дереву. |
Эти составляющие моделирования соответствуют понятию идеальной модели проекта – артефакту, составляющими которого являются конструкты, качества конструктов и причинно-следственные связи обобщений между конструктами.
Информационно-теоретическую составляющую проектировочной деятельности, возможно обобщить в таблице информационных примитивов, которые назовем опорными точками моделирования.