Группировка крестьянских хозяйств Польши по площади землевладений (1995 г.)
Госказны (1992 г.)
Земельная реформа
Цена на землю арендная плата
Оборот земли рынок земли земельный налог
Регулировались рыночными инструментами
Земельные отношения
П о л ь ш а
Поэтому реформа практически свелась к ликвидации госхозов, в основном путем административно-правового принуждения, которое в сложившейся ситуации оказалось гораздо более действенным методом, чем сугубо экономические.
ликвидации госхозов путём принуждения
Агентство аграрной собственности
К марту 1993 г. агентством было расформировано около 1 тыс. госхозов, из которых 740 с землей (1,8 млн га) и имуществом поступили в его ведение.
В 1992 г. польские власти создали Агентство аграрной собственности госказны. Одной из его задач стало регулирование процессов, связанных с функционированием государственной собственности в сельском хозяйстве. Уже к марту 1993 г. агентством было расформировано около 1 тыс. госхозов, из которых 740 с землей (1,8 млн га) и имуществом поступили в его ведение.
Основной акцент в Польше был сделан на развитие оборота земли. Еще во второй половине 1990 г. был принят закон, согласно которому земля стала товаром, подлежащим (через систему аукционов) свободной купле-продаже для всех польских граждан и иностранцев.
После первого этапа земельного реформирования в Польше сложилась следующая структура частных хозяйств (табл.).
Размер хозяйства, га | Количество хозяйств, тыс. | Удельный вес в земельной площади, % |
1-2378 4,3
2-5 663 16,9
5-7 270 12,0
7-10 273 16,8
10-15 224 19,8
Более 15 159 30,2
В результате преобразований число хозяйств увеличилось, а средний размер польской фермы составил всего 4,8 га. Фермерский сектор дал работу почти третьей части трудоспособного населения страны. Польша стала крупным производителем и экспортером картофеля. Но дальнейшее развитие отрасли сильно сдерживается мелкими размерами землевладений и существенными недостатками землепользования, особенно на юге страны (много-полосица, чересполосица, дальноземелье).