Основные исторические этапы развития информационных технологий

Вопрос №16 Документная коммуникация

Документная коммуникация представляет собой процесс движения в обществе документированной информации, т.е. информации, закрепленной на материальных носителях. Информация, зафиксированная на этом материальном носителе, имеет иную скорость движения и подчиняется иным закономерностям, поскольку ее движение происходит в социальном пространстве и в социальном времени. Дело в том, что социальная коммуникация, в отличие от чисто технической коммуникации, имеет дело с движением смыслов, по-разному воспринимаемых реципиентами. Поэтому получение реципиентом какого-либо документа как материального носителя информации еще не означает, что зафиксированная на этом носителе информация будет понята и интерпретирована так, как того хотел коммуникант.

Свойства документных потоков:

- содержание или функциональная принадлежность документопотока (определяется составом документированной информации и видами документов);

- структура потока – языковая, географическая и т.п. (зависит от информационных и иных потребностей общества, которые обуславливают видовое разнообразие и процентное соотношение отдельных видов документов в общем потоке);

- мощность (объем), исчисляемая количеством документов, перемещаемых (транслируемых) в единицу времени;

- направление потока (зависит от технологии обработки документов, способов их оценки и удостоверения и т.п.). Поток может быть поступательным, поступательно-возвратным (челночным), возвратным, маятниковым;

- длина потока (зависит от территориальной удаленности коммуниканта и реципиента).

Отличие документных потоков от документных каналов состоит в том, что документный поток – это документная информация, а документные каналы – это каналы, по которым движется документная информация.

Первая информационная технология была связана с появлением письменности, возникновение которой ознаменовало важнейшую ступень в развитии информационных технологий. Следующая информационная технология была связана с изобретением в середине XV века книгопечатания, позволившего тиражировать информацию, резко увеличив ее объем и возможности передачи в пространстве и времени. Изобретение в XIX веке электромагнитных способов и средств передачи информации обусловило наступление третьего этапа в развитии информационных технологий. В результате появилась возможность трансляции с помощью различного рода электромагнитных сигналов, преобразующихся в зрительно-звуковые символы, – посредством телеграфа, телефона, радио, телевидения. Изобретение компьютеров в середине XX века обусловило четвертый этап в развитии информационных технологий, прежде всего в работе с большими объемами информации. Следующая, пятая информационная технология появилась в последней четверти XX столетия и связана с использованием компьютерных, телекоммуникационных и космических сетей связи и передачи информации, таких как «Интернет». Изобретение Интернета, по мнению некоторых лингвистов, по своей значимости в истории человечества сопоставимо с появлением речи и письма. По мере развития общества, количество производимой людьми документированной информации возрастает. И возрастает потребность в соответствующих средствах связи, поскольку наращивание объема информации становится бессмысленным, если эту информацию невозможно доставить потребителям. Нарушенное соотношение восстанавливается в результате разработки новых, более эффективных технологий трансляции информации, использования более мощных документных каналов.

По-прежнему важнейшую роль в документной коммуникации играют традиционные способы и средства передачи информации, такие как почта, экспресс-доставка и т.д.

В процессе документной коммуникации между источником и приемником информации могут возникать барьеры, мешающие оптимальному протеканию информационных процессов, среди них такие как:

1. Режимные барьеры – ограничивают доступ к документированной информации, содержащей государственную тайну или имеющей конфиденциальный характер.

2. Социальные барьеры – возникают между людьми, принадлежащими к различным социальным группам. По разному могут воспринимать одну и ту же документированную информацию представители разных поколений, классов, сословий, жители города и села, мужчины и женщины, люди с разным уровнем образования и т.д.

3. Семантические (терминологические) барьеры – появляются в результате различного толкования разными людьми слов, терминов, символов. В частности, тому или иному термину порой приписываются разные понятия, даются различные определения понятий.

4. Языковые (национально-языковые барьеры) – обусловлены незнанием либо слабым знанием языков, количество которых в мире, по подсчетам лингвистов, составляет свыше 6 тыс.

5. Идеологические барьеры – возникают между отдельными людьми или социальными группами, вследствие наличия у них разных систем взглядов на окружающую действительность, различного вероисповедания и т.п. Эти барьеры могут стать причиной острых социальных конфликтов, вооруженных восстаний, религиозных, гражданских войн.

Работа с документами требует не только знания коммуникационных барьеров, но и возможных путей их преодоления. Успешное преодоление многих барьеров связано с научно-техническим прогрессом, с использованием современных информационных технологий. Так, пространственные барьеры достаточно эффективно преодолеваются в настоящее время с помощью компьютерной сети Интернет.

В преодолении языковых барьеров важную роль играет совершенствование системы языковой подготовки и переподготовки в учебных заведениях, а также разработка и использование соответствующих компьютерных программ перевода текстов на различные языки. Семантические барьеры преодолеваются посредством создания разного рода словарей, стандартизацией терминов и определений. Все более широкое использование цвета в офисных документах позволяет преодолевать некоторые психологические барьеры. Вместе с тем необходимо помнить, что коммуникационные барьеры в большинстве своем не могут быть полностью утрачены или до конца преодолены, во всяком случае, в обозримом будущем. Препятствием для этого служит, прежде всего, сам человек, для которого существуют пределы психофизических возможностей восприятия информации.