Виды мышления
| Наглядно -действенное | Первичная ступень развития мышления. Характеризуется тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Свойственно детям раннего возраста, которые мыслят, манипулируя с предметами, раскрывая их сущностные свойства. У взрослых свойственно людям профессий, требующих практического анализа, разнообразного комбинирования и конструирования. Например: инженерам - строителям, архитекторам, дизайнерам и т.д. |
| Наглядно-образное | Схематизация и символическое отражение действительности. Связано с представлением ситуаций и изменениями в них. В образе может бытьзафиксировано одновременное видение предмета с нескольких сторон. Помогает с большой точностью и обобщённостью отражать реальность. Например: при составлении моделей сетевого планирования деятельности, при решении конструкторско-технических заданий. Его развитие происходит в деятельности, характер которой требует оперирования образами разной меры обобщённости, схематического изображения предметов и их символического обозначения. Особенно хорошо проявляется в творчестве. |
| Словесно-логическое | Осуществляется при помощи понятий, логических конструктов, которые не имеют непосредственного чувственного основания, свойственного восприятию и представлению. Функционирует на базе языковых средств. Наиболее поздний этап онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и существуют различные виды обобщений. Например: общие закономерности природы и общества. |
По связи с деятельностью мышление также подразделяется на:
| практическое | постановка целей, выработка планов |
| теоретическое | открытие законов, свойств объектов |
| творческое | 1. продуктивное - создание субъективно-нового продукта. Соотносится с новообразованиями в самой познавательной деятельности по созданию продукта. Новообразования касаются мотивации, целей, смыслов. 2. репродуктивное - воссоздание уже созданного (Например: репродукции картин) |
| интуитивное | характеризуется быстротой протекания, отсутствием чётко выраженных этапов, минимальной осознанностью. |