Лекция 11. Международные экономические отношения

Международное разделение труда (МРТ)

три фактора:

1. Промышленная революция в Европе

· Начало формирования экономического лидерства

2. Формирование современных капиталистических отношений

· Складывание рыночных условий

3. появление международного (всемирного) рынка

 

причины формирования МРТ

1. формирование международного рынка

· появлялись центры, регионы и т.д.

2. постоянный поиск эффективных моделей конкуренции

· Эффективная конкуренция – состояние получить ту норму прибыли, на которую рассчитываешь.

3. основной принцип бизнеса - стремление сократить издержки и увеличить прибыль

 

ВТО:

1. товарный обмен

2. услуги

3. технологии

4. объекты интеллектуальной собственности

 

Сложилось несколько центров: США и Канада, ЕС, юго-восточная Азия (их разделяют на азиатских тигров, Китай), БРИКС, Ближний Восток

принцип использования конкуретных преимуществ - каждая страна ведет учет своих преимуществ и связует это с мировым рынком

 

принцпиальная роль - у тнк они поглощают конкуретные преимущества, являются мировыми двигателями конкурентных преимуществ

современное разделение труда без них невозможно

Механизм: компенсационные отношения - первая сторона предоставляет средства для производства, вторая сторона, воспользовавшись, по более низкой цене возвращает кредит (продукцию)

кластер - совокупность производств в одной сфере

Формы международно-экономических отношение (основные):

1. внешняя или мировая торговля

2. кредитные отношения

3. валютные или платежно-расчетные отношения

4. миграция и вывоз капитала (FDI – прямые иностранные инвестиции. Более прибыльны чем портфельные).

5. миграция рабочей силы. Добавленная стоимость - цель экономики, зависит от концетрации различных ресурсов

6. международные интеграционные процессы (ЕС, АТЭС,СНГ например)

7. создание и развитие тнк и международных финансовых институтов

· в 1944г. в штате Нью-Хэмпшир были подписаны Бреттон-Вудские соглашения

8. Межгосударственное регулирование валютных и сырьевых рынков (в первую очередь правовое и фискальное)

 

внешняя торговля - через тнк, вто (трансфер добавленной стоимости)

мировой рынок - сфера обмена, охватывающая совокупный товарообмен между его объектами

1. ресурсы ограничены

2. перепроизводство в рамках локальной экономики

3. естесвенное стремление в увеличению прибыли

международный маркетинг - товаров за пределами страны, где товар произведен

пример: Тойота

основной закон экономики : закон спроса и предложения

Чем ниже цена, тем больше спрос и ниже предложение

при прочих равных условиях, чем ниже - чем выше спрос,

 

равновесная цена (справедливая цена) - на пересечении спроса и предложения (в точке равновесия)

в 1890 альфредом маршаллом

 

эластичность спроса - колебания спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги

формула: коэффициент эластичности равен проценту изменения количества продаж деленное на процент изменения цены.

Минимальная эластичность у товаров первой необходимости.

 

теория абсолютных преимуществ Адама Смита - попытка транспланировать разговор о преимуществах с микроуровня на макроуровень

стране целесообразно вывозить то, на что издержки ниже , а ввозить то, что дороже производить у себя

у страны абсолютные преимущества ( по адаму смиту ) - естественные - климат, территория, и т. д . природа) приобретенные (технологии, кадры, песонал, goodwill)

каждая страна должна специализироваться на том, в чем абсолютное преимущество

 

Теория конкуретных преимуществ Майкла Портера.

в 1991 «Конкурентные преимущества стран», международная конкуренция

· доказывает, что в современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными преимуществами, а с приобретенными

· новый подход к анализу внешней торговли

На мировом рынке конкурируют субъекты, а не страны

Показывает, как фирма создает и удерживает преимущества

зависят от правильно выбранной конкурентной стратегии и факторо -детерминантовв:

1. структура отрасли хозяйствующего субъекта

2. какую позицию эта фирма или этот субъект играет

количество фирм и количеством субъектов

товар-заменитель или фирма-заменитель- substitute

монополизация – несовершенная форма конкуренции

Для успеха на международном рынке стране необходимо соединить конкурентную стратегию и преимущества страны и её национальные интересы

обеспеченность факторами производства (развитой специализации - ниокр - научные исследовательские опытно-конструкторские разработки, инфраструктура.), стимулируемо развиваемые страной.

стимулировать выход на международные рынки

Формируются кластеры национально-конкурентных областей

Портер «Теория национального ромба»