Особенности конструктивного исполнения вертолета Ка-50.

 

Ка-50 –боевой ударный вертолет предназначен для поражения бронетанковой и мотомеханизированной техники, воздушных целей и живой силы на поле боя.
Работа по созданию вертолета была начата ОКБ Камова в 1977г. (конструктор Камов Н.И.). Первый полет опытного образца состоялся 17 июля 1982г. Серийное производство вертолета было начато в 1991г. на ОАО «Арсеньевская авиакомпания «Прогресс» им. Н.И.Сазыкина», которая до этого выпускала Ми-24. В 1995г. вертолет принят на вооружение армии России.

 

Ка-50 яв­ля­ет­ся од­но­ме­ст­ным двух­дви­га­тель­ным вер­то­ле­том со­ос­ной схе­мы с трех­опор­ным уби­раю­щим­ся шас­си.
Фю­зе­ляж вер­то­ле­та пред­став­ля­ет со­бой еди­ную не­разъ­ем­ную кон­ст­рук­цию, со­стоя­щую из от­дель­ных от­се­ков. Два тех­но­ло­ги­че­ских разъ­е­ма ус­лов­но де­лят его на пе­ред­нюю, зад­нюю и хво­сто­вую час­ти. По­пе­реч­ное се­че­ние ми­дель­ной час­ти фю­зе­ля­жа пря­мо­уголь­ное. Фю­зе­ляж не гер­ме­ти­зи­ро­ван. Ос­нов­ны­ми кон­ст­рук­ци­он­ны­ми ма­те­риа­ла­ми фю­зе­ля­жа яв­ля­ют­ся алю­ми­ние­вые спла­вы и по­ли­мер­ные ком­по­зи­ты (ор­га­но­пла­стик, ор­га­но­уг­ле­пла­стик и со­то­вый на­пол­ни­тель). Ком­по­зи­ци­он­ные ма­те­риа­лы со­став­ля­ют до 30% от об­щей мас­сы кон­ст­рук­ции Ка-50.
В пе­ред­ней час­ти фю­зе­ля­жа рас­по­ло­же­ны но­со­вой от­сек и ка­би­на лет­чи­ка. Но­со­вой от­сек пер­вых че­ты­рех опыт­ных ма­шин был за­круг­лен­ным с дву­мя раз­дель­ны­ми штан­га­ми при­ем­ни­ков воз­душ­но­го дав­ле­ния (ПВД) и штан­гой дат­чи­ков уг­лов ата­ки и сколь­же­ния (ДУ­АС). На­чи­ная с В-80 №05 нос при­об­рел свое­об­раз­ную "ко­ра­бель­ную" фор­му с од­ной об­щей штан­гой для ПВД и ДУ­АС, что бы­ло вы­зва­но не­об­хо­ди­мо­стью за­ре­зер­ви­ро­вать ме­сто для пер­спек­тив­ной те­ле­ви­зи­он­ной сис­те­мы. В но­со­вом от­се­ке ус­та­нов­ле­на ап­па­ра­ту­ра ком­плек­са "Шквал-B" с об­те­ка­те­лем при­бо­ра управ­ле­ния в ниж­ней час­ти. Ка­би­на лет­чи­ка об­ра­зо­ва­на раз­не­сен­ны­ми лис­та­ми сталь­ной и алю­ми­ние­вой бро­ни. Ка­би­на гер­ме­ти­зи­ро­ва­на. Дверь и пра­вая створ­ка ка­би­ны снаб­же­ны уст­рой­ст­ва­ми ава­рий­но­го сбро­са, верх­няя створ­ка при ка­та­пуль­ти­ро­ва­нии от­ки­ды­ва­ет­ся пи­ро­тех­ни­че­ским уст­рой­ст­вом. Стек­ла ка­би­ны име­ют пло­скую фор­му, что умень­ша­ет бли­ко­об­ра­зо­ва­ние и за­мет­ность. Пе­ред­нее и два бо­ко­вых ок­на вы­пол­не­ны из бро­не­стек­ла, дверь, пра­вая и верх­няя створ­ки - из ори­ен­ти­ро­ван­но­го орг­стек­ла. Для ви­зу­аль­но­го об­зо­ра зад­ней по­лу­сфе­ры в ка­би­не над верх­ней створ­кой ус­та­нов­ле­ны зер­ка­ла зад­не­го ви­да. В дни­ще но­со­во­го от­се­ка име­ет­ся ни­ша, ку­да уби­ра­ет­ся пе­ред­няя опо­ра шас­си. Створ­ки для за­кры­тия ни­ши не пре­ду­смот­ре­ны.
Средняя часть фю­зе­ля­жа вклю­ча­ет от­се­ки то­п­лив­ных ба­ков, сред­ний от­сек, от­сек шас­си, а так­же пе­ред­ний гар­грот. На сред­нем от­се­ке ус­та­нов­ле­ны мо­то­гон­до­лы дви­га­те­лей. Над от­се­ком пе­ред­не­го то­п­лив­но­го ба­ка, рас­по­ло­жен­но­го за ка­би­ной, смон­ти­ро­ван пе­ред­ний гар­грот с ру­ле­вой сис­те­мой и эле­мен­та­ми гид­ро­сис­те­мы вер­то­ле­та. Сред­ний от­сек яв­ля­ет­ся ос­нов­ным си­ло­вым эле­мен­том кон­ст­рук­ции фю­зе­ля­жа. Здесь раз­ме­ще­ны два па­трон­ных ящи­ка, с пра­вой сто­ро­ны смон­ти­ро­ва­на не­съем­ная пу­шеч­ная ус­та­нов­ка. На цен­тро­пла­не в сред­нем от­се­ке ус­та­нов­ле­ны под­ре­дук­тор­ные бал­ки с крон­штей­на­ми для кре­п­ле­ния дви­га­те­лей и глав­но­го ре­дук­то­ра. К цен­тро­пла­ну кре­пит­ся кры­ло вер­то­ле­та. В от­се­ке зад­не­го то­п­лив­но­го ба­ка смон­ти­ро­ва­ны крон­штей­ны кре­п­ле­ния про­ме­жу­точ­ных ре­дук­то­ров, вспо­мо­га­тель­ной си­ло­вой ус­та­нов­ки и вен­ти­ля­то­ра, а сна­ру­жи на бо­ко­вых па­не­лях - эле­мен­ты кон­ст­рук­ции ос­нов­ных опор шас­си. Кро­ме то­п­лив­но­го ба­ка в от­се­ке на­хо­дит­ся ап­па­ра­ту­ра при­цель­но-пи­ло­таж­но­-н­ав­иг­ац­ио­нн­ого ком­плек­са.
В мо­то­гон­до­лах рас­по­ло­же­ны два дви­га­те­ля ТВЗ-117ВМА, а ме­ж­ду ни­ми за ка­би­ной пи­ло­та - глав­ный и два про­ме­жу­точ­ных ре­дук­то­ра, вспо­мо­га­тель­ная си­ло­вая ус­та­нов­ка, вен­ти­ля­тор, гид­ро­ак­ку­му­ля­то­ры, про­ти­во­по­жар­ная сис­те­ма и дру­гое обо­ру­до­ва­ние.
Хво­сто­вая часть фю­зе­ля­жа вы­пол­не­на за­од­но с ки­лем. В ней раз­ме­ще­ны бло­ки ра­дио­элек­трон­но­го обо­ру­до­ва­ния.
Фю­зе­ляж име­ет боль­шое ко­ли­че­ст­во экс­плуа­та­ци­он­ных лю­ков, об­лег­чаю­щих тех­ни­че­ское об­слу­жи­ва­ние ма­ши­ны. Ос­мотр сис­тем обо­ру­до­ва­ния и воо­ру­же­ния ве­дет­ся не­по­сред­ст­вен­но с зем­ли, а си­ло­вой ус­та­нов­ки и не­су­щей сис­те­мы - с от­кид­ных па­не­лей мо­то­гон­до­лы.
Кры­ло вер­то­ле­та обес­пе­чи­ва­ет раз­груз­ку не­су­ще­го вин­та на боль­ших скоростях по­ле­та и слу­жит для под­вес­ки авиа­ци­он­ных средств по­ра­же­ния, На ниж­ней по­верх­но­сти кон­со­лей кры­ла ус­та­нов­ле­но по два пи­ло­на для под­вес­ки съем­но­го воо­ру­же­ния или то­п­лив­ных ба­ков, а на кон­цах - по кон­тей­не­ру с кас­се­та­ми уст­рой­ст­ва УВ-26. Внут­ри кры­ла и пи­ло­нов смон­ти­ро­ва­на сис­те­ма подъ­е­ма гру­зов. Кры­лья пер­вых двух опыт­ных машин, имев­шие боль­ший угол ус­та­нов­ки, бы­ли ос­на­ще­ны эле­ро­на­ми.
Опе­ре­ние вклю­ча­ет ста­би­ли­за­тор, киль, руль на­прав­ле­ния боль­шой пло­ща­ди с аэ­ро­ди­на­ми­че­ской ком­пен­са­ци­ей и два бо­ко­вых ки­ля. На ру­ле на­прав­ле­ния пер­вых опыт­ных ма­шин имел­ся еще один не­боль­шой ста­би­ли­за­тор, так на­зы­вае­мая "ба­боч­ка".
Шас­си вер­то­ле­та, ко­лес­ное, уби­раю­щее­ся, име­ет од­ну пе­ред­нюю и две ос­нов­ные опо­ры. Са­мо­ори­ен­ти­рую­щая­ся пе­ред­няя опо­ра со спар­кой ко­лес снаб­же­на уст­рой­ст­вом для их ус­та­нов­ки в ли­нию по­ле­та по­сле взле­та. На амор­ти­за­ци­он­ной стой­ке ус­та­нов­лен демп­фер шим­ми. Опо­ры шас­си уби­ра­ют­ся на­зад по по­ле­ту в ни­ши фю­зе­ля­жа, стой­ки ос­нов­ных опор при этом за­кры­ва­ют­ся створ­ка­ми. В вы­пу­щен­ном по­ло­же­нии опо­ры удер­жи­ва­ют­ся цан­го­вы­ми зам­ка­ми, в уб­ран­ном - ме­ха­ни­че­ски­ми. В слу­чае не­сра­ба­ты­ва­ния зам­ков они мо­гут быть от­кры­ты вруч­ную на­зем­ным пер­со­на­лом при за­ви­са­нии вер­то­ле­та на ма­лой вы­со­те - для это­го слу­жит спе­ци­аль­ная ско­ба руч­но­го от­кры­тия, за­кре­п­лен­ная в за­жи­ме на ниж­ней час­ти фю­зе­ля­жа. В амор­ти­за­ци­он­ных стой­ках всех опор шас­си ус­та­нов­ле­ны демп­фе­ры ко­ле­ба­ний ти­па "зем­ной ре­зо­нанс".
Си­ло­вая ус­та­нов­ка .
Си­ло­вая ус­та­нов­ка со­сто­ит из двух тур­бо­валь­ных дви­га­те­лей ТВЗ-117ВМА, транс­мис­сии, а так­же сис­тем и уст­ройств, обес­пе­чи­ваю­щих ра­бо­ту дви­га­те­лей и безо­пас­ность по­ле­та вер­то­ле­та.
Дви­га­тель ТВ3-117ВМА яв­ля­ет­ся од­ной из мо­ди­фи­ка­ций се­мей­ст­ва ГТД ТВ3-117, хо­ро­шо за­ре­ко­мен­до­вав­ших се­бя на вер­то­ле­тах Ми-8МТ, Ми-14, Ми-24, Ка-27 и дру­гих. Кру­тя­щий мо­мент от сво­бод­ной тур­би­ны пе­ре­да­ет­ся на про­ме­жу­точ­ный ре­дук­тор, а с не­го - на глав­ный. Мощ­ность ка­ж­до­го дви­га­те­ля на взлет­ном ре­жи­ме 2200л.с. От­се­ки ос­нов­ных дви­га­те­лей и дви­га­те­ля вспо­мо­га­тель­ной си­ло­вой ус­та­нов­ки от­де­ле­ны от смеж­ных от­се­ков про­ти­во­по­жар­ны­ми пе­ре­го­род­ка­ми. Ох­ла­ж­де­ние ге­не­ра­то­ров и ра­диа­то­ров мас­ло­сис­тем дви­га­те­лей, ре­дук­то­ров, а так­же ра­диа­то­ра сис­те­мы кон­ди­цио­ни­ро­ва­ния обес­пе­чи­ва­ет­ся вен­ти­ля­то­ром, ко­то­рый при­во­дит­ся во вра­ще­ние от зад­ней ко­роб­ки при­во­дов глав­но­го ре­дук­то­ра. Син­хро­ни­за­ция мощ­но­стей обо­их дви­га­те­лей осу­ще­ст­в­ля­ет­ся сис­те­мой, прин­цип дей­ст­вия ко­то­рой ос­но­ван на срав­не­нии дав­ле­ния воз­ду­ха за ком­прес­со­ра­ми дви­га­те­лей в син­хро­ни­за­то­рах мощ­но­сти и кор­рек­ти­ров­ке по­да­чи то­п­ли­ва в за­ви­си­мо­сти от раз­но­сти этих дав­ле­ний. Дви­га­те­ли обо­ру­до­ва­ны пы­ле­за­щит­ны­ми уст­рой­ст­ва­ми цен­тро­беж­но­го ти­па (ПЗУ), а так­же эк­ран­но-вых­лоп­ны­ми уст­рой­ст­ва­ми (ЭВУ), сме­ши­ваю­щи­ми ат­мо­сфер­ный воз­дух с вы­хлоп­ны­ми га­за­ми и эк­ра­ни­рую­щи­ми го­ря­чие де­та­ли дви­га­те­лей для сни­же­ния за­мет­но­сти вер­то­ле­та в ИК-диа­па­зо­не. Ка­ж­дый дви­га­тель име­ет ав­то­ном­ную мас­ля­ную сис­те­му, обес­пе­чи­ваю­щую смаз­ку и от­вод те­п­ла от под­шип­ни­ков всех опор, при­во­дов и зуб­ча­тых пе­ре­дач дви­га­те­лей.
Транс­мис­сия вклю­ча­ет глав­ный и два про­ме­жу­точ­ных ре­дук­то­ра и пред­на­зна­че­на для пе­ре­да­чи мощ­но­сти ос­нов­ных дви­га­те­лей на не­су­щие вин­ты с из­ме­не­ни­ем час­то­ты вра­ще­ния. Ка­ж­дый про­ме­жу­точ­ный ре­дук­тор со­еди­нен со сво­бод­ной тур­би­ной со­от­вет­ст­вую­ще­го дви­га­те­ля не­по­сред­ст­вен­но, а с глав­ным ре­дук­то­ром - со­еди­ни­тель­ным ва­лом. Для раз­дель­но­го за­пус­ка дви­га­те­лей, по­ле­та на од­ном ра­бо­таю­щем дви­га­те­ле или в ре­жи­ме ав­то­ро­та­ции в глав­ном ре­дук­то­ре пре­ду­смот­ре­ны муф­ты сво­бод­но­го хо­да, по­сред­ст­вом ко­то­рых один или оба дви­га­те­ля от­клю­ча­ют­ся от глав­но­го ре­дук­то­ра. На глав­ном ре­дук­то­ре име­ют­ся пе­ред­няя и зад­няя ко­роб­ки при­во­дов, на ко­то­рых ус­та­нов­ле­ны аг­ре­га­ты вер­то­лет­ных сис­тем и тор­моз не­су­ще­го вин­та. Смаз­ка глав­но­го ре­дук­то­ра и ко­ро­бок при­во­дов, а так­же про­ме­жу­точ­ных ре­дук­то­ров осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ав­то­ном­ны­ми мас­ло­сис­те­ма­ми.
Бор­то­вая вспо­мо­га­тель­ная си­ло­вая ус­та­нов­ка (ВСУ) слу­жит ис­точ­ни­ком сжа­то­го воз­ду­ха для тур­бо­при­во­да и сис­те­мы за­пус­ка ос­нов­ных дви­га­те­лей ТВ3-117ВМА. Она вклю­ча­ет га­зо­тур­бин­ный дви­га­тель АИ-9В и воз­ду­хо­при­вод. Тур­бо­при­вод обес­пе­чи­ва­ет про­вер­ку ра­бо­то­спо­соб­но­сти вер­то­лет­ных сис­тем без за­пус­ка ос­нов­ных дви­га­те­лей в про­цес­се тех­ни­че­ско­го об­слу­жи­ва­ния вер­то­ле­та. При ра­бо­таю­щем тур­бо­при­во­де при­во­дят­ся в дей­ст­вие бор­то­вые ге­не­ра­то­ры, гид­ро­на­сос об­щей гид­ро­сис­те­мы и мас­ло­на­сос.
Не­су­щая сис­те­ма со­сто­ит из двух со­ос­ных трех­ло­па­ст­ных не­су­щих вин­тов и аг­ре­га­тов управ­ле­ния ло­па­стя­ми вин­тов. Верх­ний винт (при ви­де свер­ху) вра­ща­ет­ся по ча­со­вой стрел­ке, ниж­ний - про­тив. Втул­ки не­су­щих вин­тов бес­шар­нир­ные; ло­па­сти кре­пят­ся к ним с по­мо­щью тор­сио­нов. Лон­же­ро­ны ло­па­стей пред­став­ля­ют со­бой пус­то­те­лые бал­ки пе­ре­мен­но­го се­че­ния с про­ме­жу­точ­ной стен­кой. Ма­те­ри­ал - стек­ло­уг­ле­пла­стик. К зад­ней час­ти лон­же­ро­на при­клее­на хво­сто­вая сек­ция, об­шив­ка и тор­це­вые нер­вю­ры ко­то­рой вы­пол­не­ны из ор­га­ли­та, со­то­вый на­пол­ни­тель - из по­ли­мер­со­то­пла­сти­ка. За­кон­цов­ка ло­па­сти стре­ло­вид­ная. Угол стре­ло­вид­но­сти 33°. Для аэ­ро­ди­на­ми­че­ской ре­гу­ли­ров­ки ло­па­стей слу­жат трим­ме­ры. Ло­па­сти вин­тов обо­ру­до­ва­ны пи­ро­тех­ни­че­ски­ми уст­рой­ст­ва­ми для от­стре­ла при ка­та­пуль­ти­ро­ва­нии. Они со­хра­ня­ют кон­ст­рук­ци­он­ную стой­кость при по­ра­же­нии пу­ля­ми ка­либ­ра 12,7мм и ос­кол­ка­ми сна­ря­дов ка­либ­ра 20мм.
То­п­лив­ная сис­те­ма вер­то­ле­та вклю­ча­ет два ос­нов­ных и че­ты­ре под­вес­ных то­п­лив­ных ба­ка. Ос­нов­ные ба­ки, пе­ред­ний и зад­ний, яв­ля­ют­ся рас­ход­ны­ми. Из пе­ред­не­го ба­ка то­п­ли­во по­да­ет­ся в ле­вый дви­га­тель, из зад­не­го - в пра­вый и дви­га­тель вспо­мо­га­тель­ной си­ло­вой ус­та­нов­ки. Ос­нов­ные ба­ки со­еди­не­ны тру­бо­про­во­дом коль­це­ва­ния. В слу­чае от­ка­за од­но­го из дви­га­те­лей во вто­рой по­да­ет­ся то­п­ли­во из обо­их ба­ков, а при от­ка­зе на­со­сов под­кач­ки в од­ном из ба­ков в оба дви­га­те­ля по­сту­па­ет то­п­ли­во из вто­ро­го ос­нов­но­го ба­ка. Ос­нов­ные то­п­лив­ные ба­ки мяг­кие, из­го­тов­ле­ны из ке­ро­си­но­стой­кой ре­зи­ны и тка­ни. Дни­ща и стен­ки ба­ков на две тре­ти вы­со­ты про­тек­ти­ро­ва­ны сло­ем на­ту­раль­но­го кау­чу­ка. Для пре­дот­вра­ще­ния взры­ва то­п­ли­ва в слу­чае по­ра­же­ния ба­ка он за­пол­нен пе­но­по­лиу­ре­та­но­вым эла­стич­ным от­кры­то­по­ри­стым на­пол­ни­те­лем.
Под­вес­ные ба­ки ус­та­нов­ле­ны на крыль­е­вых ба­лоч­ных дер­жа­те­лях. Они со­еди­не­ны с ос­нов­ны­ми ба­ка­ми тру­бо­про­во­да­ми: пра­вые - с пе­ред­ним, ле­вые - с зад­ним. По ме­ре рас­хо­до­ва­ния то­п­ли­ва из ос­нов­ных ба­ков они по­пол­ня­ют­ся из под­вес­ных. Под­вес­ные ба­ки име­ют си­га­ро­об­раз­ную фор­му, из­го­тов­ле­ны из лис­тов алю­ми­ние­во­го спла­ва.
Об­щее обо­ру­до­ва­ние
Гид­рав­ли­че­ская сис­те­ма вклю­ча­ет об­щую и ос­нов­ную гид­ро­сис­те­мы.
Об­щая гид­ро­сис­те­ма ис­поль­зу­ет­ся для по­да­чи ра­бо­чей жид­ко­сти в тор­моз­ные ка­ме­ры ко­лес ос­нов­ных опор шас­си, гид­ро­ци­лин­д­ры убор­ки-вы­пус­ка шас­си и аг­ре­га­ты управ­ле­ния пу­шеч­ной ус­та­нов­кой. При вы­хо­де из строя ос­нов­ной гид­ро­сис­те­мы об­щая гид­ро­сис­те­ма обес­пе­чи­ва­ет ра­бо­ту бло­ка ру­ле­вых при­во­дов.
Ос­нов­ная гид­ро­сис­те­ма при­во­дит в дей­ст­вие блок ру­ле­вых при­во­дов, а при от­ка­зе об­щей гид­ро­сис­те­мы обес­пе­чи­ва­ет ава­рий­ный вы­пуск шас­си. Гид­ро­на­сос ос­нов­ной сис­те­мы ус­та­нов­лен на ле­вой пе­ред­ней ко­роб­ке при­во­дов глав­но­го ре­дук­то­ра, а гид­ро­на­сос об­щей сис­те­мы - на зад­ней ко­роб­ке при­во­дов. Оба гид­ро­на­со­са ра­бо­та­ют при вра­ще­нии вин­тов как на мо­тор­ном ре­жи­ме, так и на ре­жи­ме ав­то­ро­та­ции, а гид­ро­на­сос об­щей сис­те­мы - еще и при вклю­чен­ной бор­то­вой ВСУ.
Сис­те­ма управ­ле­ния вер­то­ле­том вклю­ча­ет сис­те­мы про­доль­но­го, по­пе­реч­но­го, пу­те­во­го управ­ле­ния и управ­ле­ния об­щим ша­гом вин­тов. Гид­рав­ли­че­ские ру­ле­вые при­во­ды объ­е­ди­не­ны в блок ру­ле­вых при­во­дов, ко­то­рые мо­гут ра­бо­тать не толь­ко в ре­жи­ме не­об­ра­ти­мой сис­те­мы руч­но­го управ­ле­ния, но и в ре­жи­ме ком­би­ни­ро­ван­но­го управ­ле­ния, т.е. со­че­та­ния руч­но­го управ­ле­ния со ста­би­ли­за­ци­ей от ав­то­пи­ло­та вер­то­ле­та. В сис­те­ме управ­ле­ния ус­та­нов­ле­ны трим­мер­ные ме­ха­низ­мы, име­ет­ся так­же уст­рой­ст­во, уве­ли­чи­ваю­щее на­груз­ку на ры­ча­ги управ­ле­ния при опас­ном сбли­же­нии ло­па­стей не­су­щих вин­тов. Тя­ги сис­те­мы управ­ле­ния вы­пол­не­ны из алю­ми­ние­вых труб.
Сред­ст­ва по­жар­ной сиг­на­ли­за­ции и по­жа­ро­ту­ше­ния ус­та­нов­ле­ны в от­се­ках дви­га­те­лей, вспо­мо­га­тель­ной си­ло­вой ус­та­нов­ки, гид­ро­аг­ре­га­тов и вен­ти­ля­то­ра. Сис­те­ма по­жа­ро­ту­ше­ния двух­оче­ред­ная: пер­вая вклю­ча­ет­ся ав­то­ма­ти­че­ски по сиг­на­лу от дат­чи­ков по­жар­ной сиг­на­ли­за­ции, вто­рая - вруч­ную, ес­ли по­жар не ли­к­ви­ди­ро­ван.
Сис­те­ма кон­ди­цио­ни­ро­ва­ния воз­ду­ха пред­на­зна­че­на для об­ду­ва ос­тек­ле­ния, ох­ла­ж­де­ния и обог­ре­ва ка­би­ны лет­чи­ка, соз­да­ния в ней из­бы­точ­но­го дав­ле­ния, а так­же для обог­ре­ва ак­ку­му­ля­тор­но­го от­се­ка. В сис­те­ме ис­поль­зу­ет­ся воз­дух, от­би­рае­мый от по­след­ней сту­пе­ни ком­прес­со­ра ка­ж­до­го дви­га­те­ля. Дав­ле­ние в ка­би­не ре­гу­ли­ру­ет­ся ав­то­ма­ти­че­ски в пре­де­лах 130+70 мм вод.ст. Для вен­ти­ля­ции ра­бо­че­го мес­та лет­чи­ка в пра­вом верх­нем уг­лу фо­на­ря ус­та­нов­ле­но при­точ­ное вен­ти­ля­ци­он­ное уст­рой­ст­во, управ­ляе­мое вруч­ную. Кро­ме то­го, име­ет­ся вен­ти­ля­тор. Ох­ла­ж­де­ние сис­те­мы "Шквал-В" осу­ще­ст­в­ля­ет­ся воз­ду­хом, по­сту­паю­щим из сис­те­мы кон­ди­цио­ни­ро­ва­ния, а бло­ков в при­бор­ных от­се­ках - за­борт­ным воз­ду­хом, на­гне­тае­мым вен­ти­ля­то­ра­ми.
Ки­сло­род­ное обо­ру­до­ва­ние обес­пе­чи­ва­ет снаб­же­ние лет­чи­ка ки­сло­ро­дом на вы­со­тах до 6км. В ком­плект вхо­дят блок ки­сло­род­но­го пи­та­ния и ки­сло­род­ная мас­ка со шлан­гом, а так­же лет­ный про­ти­во­газ. Ем­кость бал­ло­на 2л, про­дол­жи­тель­ность ис­поль­зо­ва­ния 1,5 ч.
Про­ти­во­об­ле­де­ни­тель­ная сис­те­ма слу­жит для пре­дот­вра­ще­ния об­ле­де­не­ния наи­бо­лее важ­ных аг­ре­га­тов вер­то­ле­та. Для обог­ре­ва воз­ду­хо­за­бор­ни­ков и пы­ле­за­щит­ных уст­ройств дви­га­те­лей ис­поль­зу­ет­ся го­ря­чий воз­дух, от­би­рае­мый за ком­прес­со­ра­ми ос­нов­ных дви­га­те­лей. Обог­рев ло­па­стей не­су­щих вин­тов, ло­бо­во­го стек­ла, при­ем­ни­ков воз­душ­но­го дав­ле­ния, дат­чи­ков уг­лов ата­ки и сколь­же­ния, ча­сов и ви­зу­аль­но­го ука­за­те­ля об­ле­де­не­ния - элек­три­че­ский. Кро­ме то­го, ло­бо­вое стек­ло ка­би­ны и за­щит­ное стек­ло ком­плек­са "Шквал-В" обо­ру­до­ва­ны сис­те­ма­ми омы­ва­ния и стек­ло­очи­сти­те­ля­ми. На­ли­чие и тол­щи­на льда оп­ре­де­ля­ют­ся ви­зу­аль­но, как днем, так и но­чью, по рис­кам ука­за­те­ля, ус­та­нов­лен­но­го на па­не­ли но­со­во­го от­се­ка.
Сис­те­ма ава­рий­но­го по­ки­да­ния пред­на­зна­че­на для спа­се­ния лет­чи­ка в ава­рий­ной си­туа­ции как ка­та­пуль­ти­ро­ва­ни­ем, так и с по­мо­щью па­ра­шю­та. Сис­те­ма ава­рий­но­го по­ки­да­ния вклю­ча­ет в се­бя ра­кет­но-па­ра­шют­ную сис­те­му К-37-800, сис­те­му от­стре­ла ло­па­стей не­су­щих вин­тов, сис­те­му от­кры­тия верх­ней створ­ки фо­на­ря и сис­те­му управ­ле­ния.
При­няв ре­ше­ние по­ки­нуть ма­ши­ну с по­мо­щью па­ра­шю­та, лет­чик дол­жен по­вер­нуть руч­ку ава­рий­но­го от­де­ле­ния. При этом пле­че­вые рем­ни пе­ре­ре­за­ют­ся и он вме­сте с бло­ком жиз­не­обес­пе­че­ния по­ки­да­ет вер­то­лет че­рез про­ем две­ри ка­би­ны. В слу­чае ка­та­пуль­ти­ро­ва­ния лет­чик дол­жен взять­ся за по­руч­ни ка­та­пуль­ти­ро­ва­ния од­ной или дву­мя ру­ка­ми и по­тя­нуть их вверх на се­бя. При этом при­тя­ги­ва­ют­ся пле­че­вые рем­ни, про­ис­хо­дит от­стрел ло­па­стей не­су­щих вин­тов и сра­ба­ты­ва­ет ме­ха­низм от­кры­тия верх­ней створ­ки. По­сле от­кры­тия створ­ки за­пус­ка­ет­ся бук­си­ро­воч­ный дви­га­тель, ко­то­рый вы­тя­ги­ва­ет за со­бой бук­си­ро­воч­ный фал. При оп­ре­де­лен­ном на­тя­же­нии фа­ла вклю­ча­ет­ся вто­рая сту­пень дви­га­те­ля, пе­ре­хо­дя­ще­го на ре­жим боль­шой тя­ги. Фал при­во­дит в дви­же­ние спин­ку крес­ла, ко­то­рая пе­ре­ме­ща­ет­ся по на­прав­ляю­щим в ви­де двух кри­во­ли­ней­ных рель­сов, и те­ле­ско­пи­че­скую штан­гу. При хо­де спин­ки бо­лее 670мм сис­те­ма "лет­чик+спин­ка+блок жиз­не­обес­пе­че­ния" от­со­еди­ня­ет­ся от штан­ги, схо­дит с на­прав­ляю­щих и от­де­ля­ет­ся от ка­би­ны вер­то­ле­та. При хо­де спин­ки 1400мм пе­ре­ре­за­ют­ся при­вяз­ные рем­ни, спин­ка от­де­ля­ет­ся, про­ис­хо­дят рас­че­ков­ка кла­па­нов па­ра­шют­ной сис­те­мы и ввод па­ра­шю­та. Бук­си­ро­воч­ный дви­га­тель пе­ре­хо­дит на ре­жим ма­лой тя­ги, бук­си­ро­воч­ный фал от­со­еди­ня­ет­ся от под­вес­ной сис­те­мы лет­чи­ка. Рас­кры­тие па­ра­шю­та дуб­ли­ру­ет­ся при­бо­ром ППК-У-240. Под­дер­жа­ние жиз­не­дея­тель­но­сти лет­чи­ка по­сле при­зем­ле­ния или при­вод­не­ния и по­да­ча сиг­на­лов с мес­та на­хо­ж­де­ния обес­пе­чи­ва­ют­ся сред­ст­ва­ми но­си­мо­го ава­рий­но­го за­па­са.
На се­го­дняш­ний день вер­то­лет Ка-50 яв­ля­ет­ся един­ст­вен­ным в ми­ре се­рий­ным вер­то­ле­том, обо­ру­до­ван­ным сис­те­мой ава­рий­но­го по­ки­да­ния.
Сис­те­ма транс­пор­ти­ро­ва­ния гру­зов (до 3 т) на внеш­ней под­вес­ке пред­на­зна­че­на для рас­ши­ре­ния транс­порт­ных воз­мож­но­стей вер­то­ле­та в ус­ло­ви­ях ав­то­ном­но­го ба­зи­ро­ва­ния. Си­ло­вая часть под­вес­ки смон­ти­ро­ва­на в ни­ше под сред­ним от­се­ком фю­зе­ля­жа спра­ва от оси сим­мет­рии вер­то­ле­та. В сис­те­му внеш­ней под­вес­ки вклю­чен трос дли­ной 20м. Для транс­пор­ти­ров­ки аг­ре­га­тов воо­ру­же­ния и средств на­зем­но­го об­слу­жи­ва­ния ис­поль­зу­ют­ся кон­тей­не­ры, ко­то­рые пе­ре­во­зят­ся на крыль­е­вых дер­жа­те­лях и на сис­те­ме внеш­ней под­вес­ки вер­то­ле­та.
Ап­па­ра­ту­ра бор­то­во­го ком­плек­са обо­ро­ны.
Ап­па­ра­ту­ра ла­зер­ной раз­вед­ки Л-140 "От­клик" пред­на­зна­че­на для об­на­ру­же­ния и иден­ти­фи­ка­ции ла­зер­ных средств на­ве­де­ния и даль­но­мет­рии про­тив­ни­ка. При воз­дей­ст­вии на вер­то­лет ла­зер­но­го или ра­дио­ло­ка­ци­он­но­го об­лу­че­ния от на­зем­ных или воз­душ­ных ис­точ­ни­ков ре­че­вой ин­фор­ма­тор вы­да­ет сиг­нал пре­ду­пре­ж­де­ния лет­чи­ку и на спе­ци­аль­ном таб­ло в ка­би­не ин­ди­ци­ру­ет­ся тип ис­точ­ни­ка об­лу­че­ния и на­прав­ле­ние на не­го.
Уст­рой­ст­во вы­бро­са ИК-ло­ву­шек и ди­поль­ных от­ра­жа­те­лей УВ-26 пред­став­ля­ет со­бой кон­тей­не­ры с кас­се­та­ми 26-мм по­ме­хо­вых па­тро­нов, раз­ме­щен­ные на кон­цах крыль­ев. От­стрел па­тро­нов про­из­во­дит­ся по опе­ра­тив­но вво­ди­мой про­грам­ме.
Воо­ру­же­ние.
Ком­плекс воо­ру­же­ния вер­то­ле­та вклю­ча­ет сис­те­мы стрел­ко­во-пу­шеч­но­го, бом­бар­ди­ро­воч­но­го, управ­ляе­мо­го и не­управ­ляе­мо­го ра­кет­но­го воо­ру­же­ния.
Стрел­ко­во-пу­шеч­ное воо­ру­же­ние пред­став­ля­ет со­бой не­съем­ную под­виж­ную пу­шеч­ную ус­та­нов­ку НППУ-80, обес­пе­чи­ваю­щую ве­де­ние ог­ня из 30-мм ав­то­ма­ти­че­ской пуш­ки 2А42 по воз­душ­ным, на­зем­ным и над­вод­ным це­лям. При­вод ус­та­нов­ки гид­рав­ли­че­ский, от об­щей гид­ро­сис­те­мы вер­то­ле­та. Мак­си­маль­ные уг­лы от­кло­не­ния пуш­ки по го­ри­зон­та­ли - 2°30'... +9°, по вер­ти­ка­ли +3°30' ... -37°. Стрель­бу мож­но вес­ти как из под­виж­ной пуш­ки (при­це­ли­ва­ние - с по­мо­щью ком­плек­са "Шквал-В"), так и из не­под­виж­ной (при­це­ли­ва­ние - по ин­ди­ка­то­ру на ло­бо­вом стек­ле). Ус­та­нов­ка рас­по­ло­же­на на пра­вом бор­ту вер­то­ле­та вбли­зи его цен­тра масс, что умень­ша­ет влия­ние от­да­чи пуш­ки на кон­ст­рук­цию и обес­пе­чи­ва­ет вы­со­кую точ­ность стрель­бы. Ав­то­ма­ти­ка пуш­ки ос­но­ва­на на прин­ци­пе ис­поль­зо­ва­ния энер­гии по­ро­хо­вых га­зов, от­во­ди­мых че­рез бо­ко­вое от­вер­стие в ка­на­ле ство­ла. Пи­та­ние пуш­ки лен­точ­ное, двух­сто­рон­нее. Бое­ком­плект ук­ла­ды­ва­ет­ся в два па­трон­ных ящи­ка: пе­ред­ний, на 230 па­тро­нов, для бро­не­бой­но-т­рас­си­рую­щих сна­ря­дов и зад­ний, на 230 па­тро­нов, для ос­ко­лоч­но-фу­гас­но­-з­аж­иг­ател­ьных сна­ря­дов, что об­лег­ча­ет вы­бор не­об­хо­ди­мо­го ти­па бо­е­при­па­са. Сис­те­мой управ­ле­ния ре­гу­ли­ру­ют­ся тем­пы ве­де­ния ог­ня: бы­ст­рый (550-600 выстр./мин) или мед­лен­ный (350 выстр./мин) - с ав­то­ма­ти­че­ской от­сеч­кой дли­ны оче­ре­ди (по 20 или по 10 сна­ря­дов). На внут­рен­ние крыль­е­вые дер­жа­те­ли мо­гут быть под­ве­ше­ны кон­тей­не­ры УПК-23-250, в ка­ж­дом из ко­то­рых раз­ме­ща­ет­ся не­под­виж­ная 23-мм пуш­ка ГШ-23Л с бое­ком­плек­том 250 па­тро­нов. Хо­тя эта пуш­ка и ус­ту­па­ет 2А42 в эф­фек­тив­но­сти стрель­бы по на­зем­ным це­лям, но бла­го­да­ря бо­лее вы­со­кой ско­ро­стрель­но­сти (до 3400 выстр./мин) мо­жет ус­пеш­но при­ме­нять­ся для стрель­бы по ма­нев­рен­ным це­лям.
Бом­бар­ди­ро­воч­ное воо­ру­же­ние ус­та­нав­ли­ва­ет­ся на че­ты­рех ба­лоч­ных дер­жа­те­лях БДЗ-УВ на крыль­е­вых пи­ло­нах. Дер­жа­те­ли име­ют съем­ные зам­ки и встро­ен­ную сис­те­му подъ­е­ма гру­зов с руч­ны­ми ле­бед­ка­ми, обес­пе­чи­ваю­щую под­вес­ку аг­ре­га­тов воо­ру­же­ния, средств по­ра­же­ния и то­п­лив­ных ба­ков мас­сой до 500кг без при­ме­не­ния аэ­ро­дром­ных подъ­ем­ных уст­ройств. Кон­тей­нер мел­ких гру­зов КМГУ пред­на­зна­чен для раз­ме­ще­ния и се­рий­но­го вы­бра­сы­ва­ния вось­ми бло­ков БКФ с ос­ко­лоч­ны­ми, фу­гас­ны­ми, за­жи­га­тель­ны­ми или про­ти­во­тан­ко­вы­ми бом­ба­ми ма­ло­го ка­либ­ра или авиа­ци­он­ны­ми ми­на­ми. На вер­то­лет мо­жет под­ве­ши­вать­ся че­ты­ре кон­тей­не­ра.
Управ­ляе­мое ра­кет­ное ору­жие вклю­ча­ет до 12 ПТУР 9А4172 "Вихрь" с ла­зер­ной сис­те­мой на­ве­де­ния. Управ­ляе­мая ра­ке­та "Вихрь" за­пус­ка­ет­ся с под­виж­ных пус­ко­вых ус­та­но­вок УПП-800, ко­то­рые кре­пят­ся на край­ние точ­ки под­вес­ки, на ка­ж­дое ус­та­нав­ли­ва­ет­ся по 6 ПТУР. Для обес­пе­че­ния пус­ка ра­кет и "встреливания" ПТУР в по­ле зре­ния ОПС без из­ме­не­ния вы­со­ты по­ле­та пре­ду­смот­ре­но от­кло­не­ние УПП-800 вниз на угол до 12°.
Сис­те­ма не­управ­ляе­мо­го ра­кет­но­го воо­ру­же­ния со­сто­ит из че­ты­рех бло­ков НАР Б-8В20А или Б-13Л5; в ка­ж­дый блок Б-8В20А мо­жет быть за­ря­же­но по два­дцать 80-мм не­управ­ляе­мых ра­кет С-8 раз­лич­ных мо­ди­фи­ка­ций с раз­ны­ми бое­вы­ми час­тя­ми (ку­му­ля­тив­ны­ми, про­ни­каю­щи­ми, ос­ко­лоч­но-фу­гас­ны­ми, ос­ве­ти­тель­ны­ми, со стре­ло­вид­ны­ми по­ра­жаю­щи­ми эле­мен­та­ми и дру­ги­ми), а в Б13Л5 - по пять 122-мм не­управ­ляе­мых ра­кет С-13 с про­ни­каю­щи­ми, ку­му­ля­тив­ны­ми или фу­гас­ны­ми бое­вы­ми час­тя­ми. Пус­ки НАР из Б-8В20А ве­дут­ся од­но­вре­мен­но из двух бло­ков на внут­рен­них или внеш­них точ­ках под­вес­ки, по 10 (из Б-13Л5 по 5), по 5 (из Б-13Л5 по 2) или по од­ной ра­ке­те из ка­ж­до­го бло­ка.
Ал­го­рит­мы бое­во­го при­ме­не­ния.
Наи­бо­лее слож­ны­ми эта­па­ми ре­ше­ния бое­вых за­дач яв­ля­ют­ся по­иск це­ли и при­ме­не­ние ору­жия. По­иск це­лей для Ка-50 осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью внеш­не­го це­ле­ука­за­ния, ко­то­рое мо­жет вы­да­вать­ся спе­ци­аль­ным вер­то­ле­то­м-раз­вед­чи­ком, од­но­тип­ным вер­то­ле­том, бое­вой ма­ши­ной авиа­ци­он­но­го на­вод­чи­ка, а так­же дру­ги­ми авиа­ци­он­ны­ми или на­зем­ны­ми сред­ст­ва­ми. По­сле по­лу­че­ния сиг­на­ла це­ле­ука­за­ния бор­то­вой ком­плекс от­ра­ба­ты­ва­ет на­прав­ле­ние на цель и рас­стоя­ние до нее с по­сле­дую­щим вы­во­дом этих па­ра­мет­ров на ИЛС и пи­ло­таж­но-на­ви­га­ци­он­ный при­бор. Лет­чик мо­жет вы­вес­ти вер­то­лет на цель в ди­рек­тор­ном ре­жи­ме, т.е. по ко­ман­дам при­бо­ров, или в ав­то­ма­ти­че­ском ре­жи­ме, ко­гда его за­да­ча сво­дит­ся толь­ко к то­му, что­бы из­бе­жать столк­но­ве­ния с вне­зап­но по­яв­ляю­щи­ми­ся на­зем­ны­ми пре­пят­ст­вия­ми. При под­ле­те к це­ли ли­ния ви­зи­ро­ва­ния те­ле­ви­зи­он­ной сис­те­мы ком­плек­са "Шквал-В" ав­то­ма­ти­че­ски от­страи­ва­ет­ся в рас­чет­ную точ­ку по­яв­ле­ния це­ли.
Ав­то­ном­ный по­иск це­ли мо­жет вес­тись ви­зу­аль­но или в ре­жи­ме ска­ни­ро­ва­ния ком­плек­са "Шквал-В". При ви­зу­аль­ном об­на­ру­же­нии це­ли пи­лот с по­мо­щью на­шлем­ной сис­те­мы це­ле­ука­за­ния ори­ен­ти­ру­ет ли­нию ви­зи­ро­ва­ния ком­плек­са "Шквал-В" в на­прав­ле­нии це­ли и, пе­ре­клю­чив по­ле зре­ния с ши­ро­ко­го на уз­кое (имею­щее боль­шее уве­ли­че­ние), про­из­во­дит ее рас­по­зна­ва­ние. В ре­жи­ме ска­ни­ро­ва­ния лет­чик, об­на­ру­жив цель, пе­ре­клю­ча­ет по­ле зре­ния. По­сле оп­ре­де­ле­ния при­над­леж­но­сти це­ли про­тив­ни­ку лет­чик при­ни­ма­ет ре­ше­ние ата­ко­вать и вы­би­ра­ет ору­жие. При вы­бо­ре ПТУР или под­виж­ной пуш­ки лет­чик кнюп­пе­лем на руч­ке управ­ле­ния вер­то­ле­том и пе­ре­клю­ча­те­лем на ры­ча­ге "ша­г-газ" кор­рек­ти­ру­ет по­ло­же­ние и раз­мер при­цель­ной мар­ки на ИТ-23МВ так, что­бы она ле­жа­ла на це­ли, а цель за­ни­ма­ла при­мер­но 3/4 ее пло­ща­ди, за­тем на­жи­ма­ет кноп­ку "за­хват" на ры­ча­ге "ша­г-газ". При этом про­ис­хо­дит из­ме­ре­ние ла­зер­ным даль­но­ме­ром даль­но­сти до це­ли. Те­ле­ви­зи­он­ный ав­то­мат за­по­ми­на­ет ее об­раз и обес­пе­чи­ва­ет даль­ней­шее со­про­во­ж­де­ние. (В слу­чае вы­бо­ра ПТУР про­из­во­дит­ся от­ра­бот­ка уст­рой­ст­вом УПП-800 уг­ла мес­та це­ли.) При дос­ти­же­нии раз­ре­шен­ной даль­но­сти на ИЛС и ИТ-23МВ по­яв­ля­ют­ся сиг­на­лы, раз­ре­шаю­щие от­кры­тие ог­ня. В слу­чае, ко­гда даль­ность ма­ла и воз­мож­но по­ра­же­ние соб­ст­вен­но­го вер­то­ле­та ос­кол­ка­ми сво­его же ору­жия, по­яв­ля­ют­ся сиг­на­лы за­пре­та стрель­бы.
Ес­ли лет­чик ре­шил при­ме­нить ПТУР, то не­об­хо­ди­мо обес­пе­чить встре­ли­ва­ние ра­ке­ты в по­ле зре­ния ОПС. Пи­ло­ти­ро­ва­ни­ем вер­то­ле­та он дол­жен со­вмес­тить на ИЛС сим­во­лы ли­нии ви­зи­ро­ва­ния ком­плек­са "Шквал-В" и зо­ны пус­ка. Ес­ли это­го не про­ис­хо­дит, то сра­ба­ты­ва­ет бло­ки­ров­ка и сиг­нал раз­ре­ше­ния пус­ка ра­ке­ты не ин­ди­ци­ру­ет­ся. По­сле пус­ка ПТУР лет­чик дол­жен пи­ло­ти­ро­вать вер­то­лет в до­пус­ти­мых пре­де­лах уг­лов от­кло­не­ния ли­нии ви­зи­ро­ва­ния ком­плек­са "Шквал-В". Ес­ли те­ле­ав­то­мат по ка­кой-ли­бо при­чи­не "по­те­рял" цель, то име­ет­ся воз­мож­ность кнюп­пе­лем скор­рек­ти­ро­вать по­ло­же­ние при­цель­ной мар­ки на це­ли и вновь "от­дать" ее на со­про­во­ж­де­ние те­ле­ав­то­ма­ту. По­сле окон­ча­ния по­ле­та ПТУР ли­ния ви­зи­ро­ва­ния ком­плек­са "Шквал"-В и УПП-800 ав­то­ма­ти­че­ски воз­вра­ща­ют­ся в ну­ле­вое по­ло­же­ние.
При­няв ре­ше­ние при­ме­нить под­виж­ную пуш­ку, лет­чик вы­би­ра­ет нуж­ный тип бо­е­при­па­са, темп стрель­бы и дли­ну оче­ре­ди. Ес­ли стрель­ба ве­дет­ся в ав­то­ма­ти­че­ском ре­жи­ме СУО, то при вы­бо­ре под­виж­ной пуш­ки темп бу­дет ма­лым, а оче­редь ко­рот­кой, а при вы­бо­ре не­под­виж­ной пуш­ки темп - боль­шим, оче­редь - длин­ной, так как имен­но в этих ре­жи­мах обес­пе­чи­ва­ет­ся оп­ти­маль­ное со­от­но­ше­ние эф­фек­тив­но­сти стрель­бы и рас­хо­да бо­е­при­па­сов. Во вре­мя стрель­бы из под­виж­ной пуш­ки со­про­во­ж­де­ние це­ли с уче­том бал­ли­сти­че­ских по­пра­вок осу­ще­ст­в­ля­ет те­ле­ав­то­мат, воз­мож­на так­же кор­рек­ция лет­чи­ка с по­мо­щью кнюп­пе­ля по­ло­же­ния при­цель­ной мар­ки на це­ли. Вер­то­лет дол­жен пи­ло­ти­ро­вать­ся в пре­де­лах уг­лов от­кло­не­ния пуш­ки, ин­ди­ци­руе­мых на ИЛС и ИТ-23МВ.
При стрель­бе из не­под­виж­ной пуш­ки и пус­ках НАР по­сле рас­по­зна­ва­ния це­ли и из­ме­ре­ния даль­но­сти до нее при­це­ли­ва­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по при­цель­ной мар­ке на ИЛС. Не­об­хо­ди­мые по­прав­ки вно­сят­ся ав­то­ма­ти­че­ски.
На Ка-50 пре­ду­смот­ре­ны ре­жи­мы при­ме­не­ния ору­жия в слу­чае от­ка­за от­дель­ных его эле­мен­тов. Стрель­ба из не­под­виж­ной пуш­ки и пуск НАР мо­гут про­из­во­дить­ся при пол­ном от­ка­зе ком­плек­са по при­цель­ной сет­ке на ИЛС.

Летно-технические характеристики вертолета Ка-50.

 

Основные характеристики Ка-50
Масса, кг:  
пустого
нормальная взлетная
максимальная взлетная
Длина, м 13,5
Высота, м 4,9
Размах крыла, м 7,3
Диаметр несущих винтов, м 14,5
Количество лопастей, шт 2 х 3
Скорость, км/ч  
крейсерская
максимальная
Скороподъемность, м/сек  
максимальная
вертикальная
Потолок, м  
практический
статический с влиянием земли
статический без влияния земли
Дальность полета, км
Дальность полета с дополнительными баками, км
Емкость внутренних баков, л (кг) 1850 (1487)
Емкость подвесных баков, л (кг) 4 х 540 (4 х 433)
Экипаж, чел.
Силовая установка
Двигатели 2 ТВлД ТВ3-117ВМA
Мощность, л.с. (кВт):  
взлетный режим 2400 (1765)
чрезвычайный режим 2200 (1618)
крейсерский режим 1500 (1103)
Вооружение
Пушка, калибр(мм)/боекомплект 2А42 (30)/460шт
Применяемы боеприпасы, тип бронебойный, осколочно-фугасно-зажигательный
Прицельная дальность стрельбы, м
Питание пушки селективное
ПТУР «Вихрь»
Боевая часть комбинированная:кумулятивно-осколочно-фугасная с лидирующим кумулятивным зарядом
Количество, шт
Дальность пуска, м 400-10000
Бронепробиваемость за динамической защитой, мм
Дополнительное вооружение блоки НАР Б-8В20А, Б-13Л5, контейнеры УПК-23-250, ФАБ-250, ФАБ-500, контейнеры КМГУ

 

3. Особенности конструктивного исполнения вертолета АН-64 «Арасhе»

AH-64 Apache является первым армейским боевым вертолетом, разработанным с целью взаимодействия с наземными войсками на переднем крае, а также для противотанковых операций в любое время суток, в условиях плохой видимости и в сложных метеорологических условиях при большой степени сохранения боеспособности, живучести и возвращения в строй. Вертолет "Апач" проектировался исключительно для ведения наступательных операций при максимальной внезапности действий (исходя из принципа "вести бой и выжить"). Прототип вертолета совершил первый полет 30 сентября 1975 года; первые три предсерийных образца были переданы армии США для проведения испытаний в июне 1979 года, в Декабре 1994 года был изготовлен последний из 811 заказанных вертолетов этого типа.

Конструкция.

Конструктивно вертолет АН-64А выполнен по одновинтовой схеме с четырехлопастными несущим и рулевым винтами, среднерасположенным крылом небольшого размаха и трехстоечным неубирающимся колесным шасси с хвостовым колесом.

Фюзеляж вертолета выполнен из алюминиевых сплавов, само-летного типа с относительно малым поперечным сечением, что обеспечивает снижение эффективной площади рассеивания. Двухместная кабина экипажа находится в передней части. Кресла в ней установлены по схеме "тандем", на переднем размещается стрелок-оператор, а на заднем, приподнятом на 0,48 м для улучшения обзора, - летчик. Броня, защищающая кабину снизу и с боков, а также броневая перегородка между креслами изготовлены из композиционного материала кевлар. В кабине стрелка-оператора, кроме панели выбора оружия и управления им, имеются все необходимые приборы и органы управления для самостоятельного выполнения полета и посадки. Наряду с двухдвигательной силовой установкой и дублированной системой управления вертолетом это существенно повышает живучесть вертолета в бою. Вертолет имеет снабженное автоматическими закрылками среднерасположенное крыло с размахом 5,23 м. Под крылом есть четыре узла подвески вооружения, при этом пилоны с подвешенными на них ракетами могут поворачиваться на угол 5° вверх и до 28° вниз.