Определение перемещений при изгибе
Определение напряжения перемещения. Задача Ляме.
Толстостенные оболочки (цилиндры).
Толстостенным цилиндром называется цилиндр, у которого выполняются условия:




а – внутренний радиус
b – Наружный радиус


1) дополнительное уравнение перемещений в окружном направлении


2) дополнительное уравнение перемещений: радиально дополнит перемещение


а) бесконечно толстостенный цилиндр без днища








Рассмотрим цилиндр, нагруженный только внутренним давлением


Если в цилиндре нет днища (бесконечно длинный цилиндр), то двухосное напряженное состояние


Рассмотрим изменение при изменении толщины стенки



Определим абсолютные перемещения

§45. Составные толстостенные трубы: условие Гадолина.

Одним из способов снижения
является создания составных соединенных с натягом цилиндра

Если нагреть второй цилиндр, то отверстие увеличится, в него можно вставить первый цилиндр. При остывании обоих цилиндров между ними на контактируемых поверхностях возникает контактное давление.


Полагаем, что первый и второй цилиндр состоит из одинаково материала =>


Если нагрузили составной цилиндр внутренним давлением, то составляющие части цилиндра будут рабочими, как единое целое.
При этом возникнут напряжения
с учетом предварительного напряжения натяга (обратного знака), суммарное напряжение снижается. Составной цилиндр способен выдержать большое давление, нежели цельный.



Пунктиром обозначены формы
для цельного несоставного цилиндра с толщиной стенки
.
В точке A понижается 
В точке B понижается 
Приравняем 

Условие равнопрочности:


Если исключить из (18а) давление pk , то

Эта величина имеет минимум при 

Формулы (17), (20), (21) – называются условиями Гадолина.


Если внутренний радиус a мал, то для составного цилиндра снижается
почти в 2р., посадка труб дает почти двукратное снижение
.
Если толщина составных труб мала, то посадка практически не дает эффекта.
Толщина посадки для снижения
в технике высоких давлений применяют автофретирование.
Автофретирование – это предварительная нагрузка цилиндра внутреннего давления выше рабочего, с целью создания во внутренних слоях пластичных деформаций. После снятия давления во внешних слоях цилиндра остаются упругие деформации, во внешних слоях - напряжение растяжения, во внутренних слоях - напряжение сжатия.
При дальнейшим нагружении остаточные напряжения суммируется с рабочими напряжениями так, что во внутренних слоях имеет место частичная разгрузка. Материал не получает пластичной деформации, если давление рабочее не превышает давления предварительного обжатия.