Учение о субъективности вещей
Базовое положение Протагора аксиоматично: «Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют» (принцип человека-меры). Под мерой Протагор понимал некую «норму суждения», в то время как под вещами – факты и опыт в целом. Этим принципом он подверг отрицанию абсолютный критерий отличавший бытие от небытия, истину ото лжи. Критерий – это только человек, индивидуум: «каковы отдельные вещи предстают предо мной, таковы они есть для меня, какими пред тобой, таковы они для тебя».
Ветер, что дует, к примеру тёплый или холодный ? Ответ в духе Протагора должен быть таким: «кому холодно – он холодный, кому нет – тёплый». А если так, то ни одно, ни другое не ложно, всё истинно (по - своему верно).
Перенос акцента в философском размышлении с природы на человека означал коренной поворот в разработке мировоззренческой проблематики. С этого времени на передний план выходит проблема отношения человека к миру.
Протагор и софисты, подчёркивали субъективный характер человеческого бытия, его влияние на восприятие и оценку мира как объекта.
Следовательно, философия впервые формулирует основной мировоззренческий вопрос как вопрос об отношении субъекта к объекту, духу к природе, мышления к бытию.
СОКРАТ(469-399 г. до н.э. – прожил 70 лет) –древнегреческий философ, родом из Алопеки (Аттика);
– сын каменотёса (ваятеля) Софроникса и повитухи Фенареты;
– был безобразен: не высокого роста, приземистый, с отвисшим животом; короткая шея, большая лысая голова, огромный выпуклый лоб; приплюснутый и вздёрнутый нос с широкими ноздрями; толстые губы, одутловатое лицо; глаза на выкате; взгляд исподлобья;
– ходил всегда босой, в старом хитоне;
– жил в бедности;
– был дважды женат;
– не был способен ни к какому роду государственной службы, любил посмеяться, подтрунить, не дурак был выпить;
– был отчаянным плясуном и считал такое упражнение полезным для крепости тела;
– любимое присловье «Клянусь собакой»;
– Сократ учил изустно и не оставил ни одного трактата;
– в 399 г. до н.э., по доносу одного из сограждан, Сократ был обвинён в нарушении гражданских норм жизни, приговорён к смерти и казнён.
Основные мысли:
· Заговори, чтобы я тебя увидел.
· Я знаю, что я ничего не знаю.
· Сколько же есть вещей, без которых можно жить!
· Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
· Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым – чтобы не срамить своей красоты, безобразным – чтобы воспитанием скрасить безобразие.
· Я ем, чтобы жить, а другие живут, чтобы есть.
· Быть ниже самого себя – это не что иное, как невежество, а быть выше самого себя – не что иное, как мудрость.
Суть майевтики и человеческие добродетели
Основополагающая способность человека, по Сократу, - это разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание. Но это знание нельзя получить в готовом виде. Человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести его. Отсюда вытекает метод Сократа – майевтика(«повивальное искусство»). Этот метод помогает рождению человеческой мысли, а философ, работающий по этому методу, уподобляется «бабке-повитухе». Смысл этого метода заключается в том, что Сократ не выдвигает собственных утверждений, но, находя противоречия в рассуждениях собеседника, помогает тому самому «родить» истину, самому сформулировать правильный вывод. Форма этого метода – беседы, диалоги, а конечная цель – получение понятия, основанного на строго научном определении предмета.
Сократ называл три основные человеческие добродетели:
- умеренность(знание как обуздать страсть);
- храбрость (знание как преодолеть опасности);
- справедливость(знание как соблюдать законы божественные и человеческие).
ВЫВОД. Сократ пытался найти в сознании, мышлении человека такую прочную и твёрдую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной жизни, в том числе и государства.
ПЛАТОН (428-347 гг. до н.э.) – настоящее имя Аристокл, а имя Платон получил от своего учителя Сократа (которое означает с греч. «полный», «широкоплечий»), за ширину двух частей тела – груди и лба.
- основал Академию – философскую школу, которая сочетала в себе черты научного сообщества и религиозной общины;
- в диалоге «Тимей» первым всеобъемлюще обсудил происхождение первоначал и структуру КОСМОСА;
- поставил вопрос о сущности вещей и их, сущностей, местопребывании. Положил начало учению об эталонных первообразах (парадигма + идея), взирая на которые Демиург, творец Вселенной, матрицирует вещный мир;
- обозначил виды любви, навсегда связал своё имя с открытием любви духовной, без чувственного элемента («Платоническая любовь»).
Литературное наследие: «Протагор», «Федон», «Пир», «Парменид», «Теэтет», «Федр», «Софист», «Филеб», «Тимей», «Критий», «Лахет», «Менон», «Политик», «Законы», «Государство» и т.д.
В учении Платона выделяется 4 разддела:
1. КОСМОЛОГИЯ (учение о Вселенной). Субстанцией мира является логос – божественный разум. Бог творит мир из логоса, и выступает как Демиург, некий Бог – творец, Бог – мыслящий и водящий, который, взяв за образец мир идей, слепил пространственность («хору») и, таким способом породил физический космос. Мир выступает как некий «видимый Бог», и звёзды, Светила суть ничто иное «как видимые боги». Так, сконструированный мир не подвержен коррупции, порче; мир рождён, но не исчезнет вовек.
2. ОНТОЛОГИЯ (учение о бытие).